Как известно, А.С. Попов служил в военно-морском
ведомстве и разрабатывал радиотелеграфию в первую очередь для нужд
флота. Г. Маркони же первоначально внедрял беспроволочную связь в
почтовом ведомстве между малыми островами Британского архипелага там,
где прокладка кабеля по дну пролива была экономически убыточна. Одними
из первых, радиотелеграфом оснащались маяки, многие из которых строились
на островках, выдвинутых в море. Но кроме стационарных маячных башен
имелись и т.н. «плавучие» маяки — специально оборудованные баржи (с
облегченной башенной надстройкой), излучающие маячный сигнал и
поставленные на якорь.
Ранним утром 3 марта 1899 г., во время густого
тумана, на один из таких плавучих маяков — «Ист Гудвин» (был расположен у
восточной части песчаных отмелей Гудвин-Сэндз) натолкнулась баржа
«Мэттьюз». С маяка (он был оснащен радиостанцией тремя месяцами ранее)
впервые в мире ушли в эфир сигналы бедствия, которые своевременно были
приняты на берегу. Баржа, еще не потерявшая плавучесть, была
своевременно отбуксирована к берегу, а экипаж баржы добрался на шлюпках.
Это была первая в мире аварийно-спасательная операция на море с
использованием радиосвязи.
Второй сигнал бедствия прозвучал в эфире через 11
месяцев. Hезадолго до этого, была построена радиотелеграфная линия
(около 40 км) между островами Кутсало (около г. Котка) и Готланд (осенью
1899 г. в данном районе сел на мель броненосец «Апраксин»). Руководил
постройкой островных радиостанций А.С. Попов. Сообщение о том, что
пятидесяти рыбакам грозит гибель стала первой служебной радиограммой,
переданной по этой линии связи. 5 февраля 1900 г. [1]
в 15 часов на борту ледокола «Ермак» получили радиограмму с приказом
спасать рыбаков. Вскоре, 27 человек были доставлены на борт «Ермака» в
Ревеле (ныне — Таллинн), что стало первой в мире операцией по спасению
человеческих жизней с использованием радиосвязи.
Следует отметить, что «Международный регламент
радиосвязи» и «Перечень специальных сигналов» появились позже. В те
времена, позывные сигналы радиостаний выбирались, как правило,
двухбуквенными — с использованием производных от локальных названий
местности.
В 1903 г. в Берлине собралась Первая международная
радиотелеграфная конференция. Кроме делегации Германии, присутствовали
представители Австро-Венгрии, Великобритании, Испании, Италии, России,
США и Франции (в составе делегации от России был А.С. Попов).
Конференция рекомендовала использовать телеграфный сигнал бедствия, как
«SSS DDD» (вместо «CQ» — «Сome Quick», применявшегося по негласному
соглашению ранее).
Однако, в 1904 г. фирма «Marcony International
Marine Communication Company » к радиостанциям ее производства
продолжала прикладывать свой собственный «Регламент связи» (был
утвержден 7 января 1904 г. «Циркуляром № 57»), в котором сигнал бедствия
выглядел как «CQD», к которому морcкие радисты быстро подобрали фразу
(«Come Quick, Danger» — «Идите быстрее, Опасность». Позже стало ясно,
что сигнал CQD очень неудобен для передачи: в нем слишком много знаков.
3 октября 1906 г. снова в Берлине собралась Международная конференция (было 105 делегатов из 29-и
стран), на которой был предложен делегацией Германии сигнал «SOE», но и
его забраковали, т.к. букву Е («точку») легко пропустить на фоне
сильных помех. Был забракован и предложенный американцами сигнал «NC» и
было продолжено использование сигнала «CQD». Там же была принята и
«Международная радиотелеграфная конвенция», в которой для связи с судами
были отведены волны длиной 300 и 600 м.
Телеграфний сигнал бедствия «SOS» был введен в
международную практику профессиональной радиосвязи в 1908 г. и
неофициально расшифровывается как «Save Our Souls» («Cпасите наши души»)
или «Save Our Ship» («Спасите наш корабль), или «Stop Other Signals»
(«Остановите другие сигналы»), а официально — он очень удобен и прост
при его передаче азбукой Морзе («три точки — три тире — три точки»). Его
принятие себя полностью оправдало — 10 июня 1909 г. у Азорских островов
затонул пассажирский корабль «Кунард», сигналом бедствия был выбран
именно «SOS», и в итоге не погиб ни один человек.
Но по инерции, радисты кораблей некоторых компаний продолжали использовать и сигнал «CQD».
В конце того же 1912 г. в Лондоне прошла очередная
Международная конференция, которая ввела более жесткий «Регламент
радиосвязи», включающий требования круглосуточной радиовахты на судах и
обязанность иметь запасную аварийную радиостанцию. Для ускорения
радиообмена, был введен «Q-код». Было принято решение об обязательном
наличии на всех судах без исключения дополнительного приемника на 600 м
(500 кГц). С этого времени, 48 раз в сутки, на три минуты в эфире
прерывалась передача любых радиограмм (ежечасно — с 15-й по 18-ю минуты и с 45-й по 48-ю) и радисты всего мира настраивались на частоту 500 кГц в ожидании возможных сигналов бедствия.
В 1927 г. на Международной конференции в Вашингтоне
было узаконено требование о круглосуточном дежурстве на судовых и
радиостанциях. Кроме того, каждый час в течении шести минут (от
пятнадцатой до восемнадцатой и от сорок пятой до сорок восьмой) на
частоте 500 кГц (т.н. «частоте бедствия») все судовые радиостанции
обязаны были прослушивать эфир для приема возможных сигналов «SOS».
Ввели сигнал срочности — «ХХХ», предваряющий срочное сообщение и сигнал
безопасности — «ТТТ», предваряющий сообщения по навигации и о погоде.
В 1932 г. в Мадриде, очередная конференция ввела
т.н. «периоды молчания» на частоте 500 кГц: с 15 по 18 и 45 и 48 минуты
каждого часа. Скорость обмена на 500 кГц ограничили не более чем 16
стандартных слов (по т.н. системе «РARIS») в мин. — т.е. 80 знаков.
Каирская Конференция 1938 г. узаконила т.н. «телефонную» (тональную) частоту бедствия — 1650 кГц [2], а также «периоды молчания» на ней (первые 3 минуты каждого часа).
Конференция 1947 г. в Атлантик-Сити заменила
частоту 1650 кГц на 2182 кГц и ввела т.н. «голосовой» сигнал бедствия.
Им стало служить слово «Mayday».
Женевская Конференция 1959 г. узаконила уже два трехминутных «периода молчания» каждого часа (00-03 и 30-33 мин.). Для передачи сигналов тревоги, бедствия, срочности и безопасности дополнительно была введена частота и на УКВ (156,8 МГц).
Примечания
1.
5 февраля 1900 г. по т.н. «новому стилю» — это 24 января по т.н.
«старому стилю». Hекоторые издания указывают дату 6 февраля, что
является ошибкой пересчета: по 28 февраля «старый стиль» (12 марта по
«новому стилю») разница была 12 дней, а с 29 февраля — 13. 1900 год был
т.н. «високосным» только по «старому стилю», а по «новому» — нет.
2. Сигнал тревоги для телефонии — поочередные тоны (чистая синусоида) 1300 и 2200 Гц.
Для сведения:
— В конце XX века постепенно стали переходить на
новую систему подачи сигналов бедствия — ГМССБ («Глобальная морская
система связи при бедствии и для обеспечения безопасности»), ее
английский вариант — GMDSS («Global Maritime Distress Safety System»), и
с традиционным «SOS» пришлось, практически, распрощаться.
— До сих пор на судне азбуку Морзе и самый сигнал
«SOS» обязан знать рулевой, потому что иногда информацию с корабля на
корабль передают световыми сигналами.
— Говорят, что на затонувшем «Курске» выстукивали именно «SOS» (хотя у подводников существует свой сигнал бедствия — «SSS»).
Георгий Члиянц, UY5XE
|