Клуб радиолюбителей-авиаторов«Пятый Океан»с 19.03.2022 г. по 24.03.2022 г. дни активности, посвященные 106-летиюШтурманской службы ВВС России (24 марта 1916 года).
День штурмана Военно-воздушных сил России отмечается с 2000 года. Приказом Главнокомандующего ВВС РФ датой праздника был установлен день 24 марта. Дата выбрана неслучайно – именно в этот день в 1916 году начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Михаил Алексеев подписал приказ о создании Центральной аэронавигационной станции.
Первых российских штурманов (конечно, морских, поскольку в то время основу армии составлял морской флот) готовили в Школе математических и навигацких наук, открытой в 1701 году по указу Петра I, но заложенные тогда принципы пригодились позже при подготовке воздушных штурманов. Потребность в штурманах ВВС возникла одновременно с постановкой самолётов на военную службу в ходе Первой Мировой войны. В этот день в разгар Первой мировой войны (24 марта 1916 года) на основании приказа начальника штаба Верховного Главнокомандующего (на тот момент – генерала от инфантерии Михаила Васильевича Алексеева) создаётся так называемая ЦАНС. Речь идёт о Центральной аэронавигационной станции, которую можно считать «прабабушкой» современной штурманской службы Военно-воздушных сил как части ВКС РФ.Тогда штурманов называли летчики-наблюдатели, а позднее стрелки-бомбардиры. Большой вклад в развитие штурманской службы внесли в 1920-х годах русские учёные-изобретатели. В 1926 году помощником начальника Центральной аэронавигационной станции бал назначен Борис Стерлигов, непосредственно участвовавший в разработке и совершенствовании многих навигационных приборов, и впоследствии организовавший аэронавигационную службу ВВС. Стерлигов лично воспитал плеяду талантливых штурманов, обеспечивших многочисленные победы советской авиации в годы Великой Отечественной войны. Сегодня штурманов ВВС готовит только Челябинский военный авиационный институт штурманов, филиал Военно-воздушной академии им. Жуковского Н.Е. и Гагарина Ю.А.
Штурманская служба авиации Вооруженных Сил России предназначена для решения вопросов теории и практики воздушной навигации и боевого применения, организации и проведения штурманской подготовки, штурманского и топогеодезического обеспечения полетов (боевых действий) авиационных формирований, обеспечения безопасности воздушной навигации и боевого применения авиационных комплексов воздушных судов) (далее - обеспечение безопасности полетов в штурманском отношении) и является летной службой.
Основными задачами штурманской службы являются:
обеспечение высокой точности, надежности, безопасности навигации и эффективности боевого применения;
достижение и поддержание высокого уровня штурманской подготовки авиационных формирований;
разработка и реализация мероприятий штурманского обеспечения полетов (боевых действий);
разработка и реализация мероприятий топогеодезического обеспечения задач, решаемых штурманской службой;
разработка и реализация мероприятий по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении;
развитие и совершенствование теории и практики навигации, боевого применения;
организация контроля, анализа и оценки точности навигации и боевого применения;
определение требований к навигационному оборудованию районов полетов (боевых действий), навигационно-временному обеспечению полетов (боевых действий) государственной авиации и участие в их реализации.
Задачи штурманская служба решает самостоятельно и во взаимодействии со штабами и другими службами авиационных формирований.
Штурман – «мозг военного самолёта», ведь именно он приводит машину к цели в точно определённое время, рассчитывает высоту и скорость бомбометания, собирает данные о скорости и направлении ветра, сносе машины, облаках, воздушных потоках и многом другом. Штурман прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, следит за исправной работой навигационных приборов, поэтому профессия штурмана, безусловно, очень важна даже сегодня, когда появилось множество высокоточных приборов, облегчающих навигацию.
Мы желаем чистого неба и прекрасной погоды всем штурманам Российских ВВС, хотя точно знаем, что они смогут найти верный маршрут при любой погоде и в любых ситуациях.
24 марта 2022 года исполняется 106 лет Штурманской службы ВВС России.
В честь этого события, отдавая дань уважения этой летной профессии, клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» проводит дни активности с 19.03.2022 г. по 24.03.2022 г. Учрежден диплом «Штурман проложит маршрут», посвященный этому событию.
Приглашаются радиолюбители всех стран мира для проведения радиосвязей/наблюдений с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан»на диапазонах 1,8 - 28 MHz и УКВ.
Условия выполнения диплома «Штурман знает маршрут»
Связи на диплом засчитываются с 19 марта 2022 по 30 апреля 2022 года.
Срок действия диплома – ежегодный.
Необходимое число очков, которое необходимо набрать для выполнения условий диплома, равно количеству лет Штурманской Службе ВВС России: в 2022 году в период с 19.03.2022 г. по 30.04.2022 г. соискателям необходимо набрать – 106 очков, в 2023 году – 107 очков и т.д..
Порядок начисления очков:
За QSO/SWL с радиолюбителем, членом клуба «Пятый Океан», ранее служившего штурманом R7BR- 20 очков;
За QSO/SWL с радиолюбителями, членами клуба «Пятый Океан» - 7 очков.
За проведение QSO/SWL на УКВ и диапазоне 160 м с радиолюбителями, членами клуба «Пятый Океан» добавляются 1 очко к выше перечисленным;
За 1 QSO/SWL через ИСЗ или ЕМЕ с радиолюбителями, членами клуба «Пятый Океан» выдается диплом.
Множитель для соискателей, в зависимости от Регионов:
Азия, включая радиолюбителей России из 19 зоны (кроме перечисленный стран) – 3;
Северная и Южная Америка, Африка, Австралия и Океания, Антарктида – 5.
Повторные QSO разрешены только на разных диапазонах и разными видами излучения. Все виды цифровых связей (RTTY, PSK, MFSK, SSTV, JT65, FT8 и др.) засчитываются как один вид DIGI.
Активаторам, членам клуба «Пятый Океан», диплом с номером по порядку с индексом «А», выдается в зависимости от количества QSO, проведенных в дни активности:
Дни активности радиолюбителей Республики Крым (R6K) и города Севастополя (R6R), посвященные восьмой годовщине проведения референдума и принятия Республики Крым и города Севастополь в Российскую Федерацию, будут проходить с 00:00 UTC 18 марта до 23:59 UTC 31 мая 2022 года.
В период дней активности предполагается работа специальных радиостанций R2014RK и R2014SE.
За радиосвязи, наблюдения (SWL) в этот период времени учрежден диплом “Крымская весна”.
Засчитываются радиосвязи на всех любительских КВ и УКВ диапазонах.
За QSO/SWLс корреспондентами, находящимися на территории Республики Крым (R6K) и г. Севастополь (R6R) начисляется 2 очка. За QSO/SWL со специальной радиостанцией R2014RK или R2014SE начисляется 10 очков.
Повторные радиосвязи допускаются на разных диапазонах и разными видами излучения CW, SSB, DIGI.
Для выполнения диплома необходимо набрать:
3 степень - 20 очков
2 степень – 25 очков
1 степень – 30 очков
Радиолюбители и SWL находящиеся на территории Республики Крым и г. Севастополь выполняют условия диплома на общих основаниях.
Заявки в виде выписки из аппаратного журнала направлять по адресу: r2014rk@mail.ru
Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан»с 06.03.2022 г. по 10.03.2022г. проводит дни активности, посвященные 85-летию со дня рождения Валентины Владимировны Терешковой - Героя Советского Союза, полного кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», первой в мире женщины-космонавта, лётчика-космонавта СССР, генерал-майора авиации.Валенти́на Влади́мировна Терешко́ва
родилась 6 марта 1937 года в деревне Большое Масленниково, Тутаевского района, Ярославской области в крестьянской семье выходцев из Белоруссии. Отец - Терешков Владимир Аксёнович (1912 - 1940), родом из деревни Выйлово Белыничского района Могилёвской области, тракторист. Был призван в Красную армию в 1939 году, погиб на советско-финской войне. Мать - Терешкова (урождённая Круглова) Елена Фёдоровна (1913—1987), из деревни Еремеевщина Дубровенского района Витебской области, работница текстильной фабрики.
В 1945 году поступила в среднюю школу № 32 города Ярославля (школа ныне носит её имя). Обладая музыкальным слухом, в свободное время училась играть на домре. Семь классов окончила в 1953 году. Чтобы помочь семье, в 1954 году Валентина пошла работать на Ярославский шинный завод браслетчицей в сборочно-вулканизационном цехе на подготовительной операции, где управляла диагонально-резательной машиной. Одновременно в 1954 - 1955 годах училась в 8 - 9 вечерних классах школы рабочей молодёжи № 10 г. Ярославля.
С 1959 года занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе (выполнила 90 прыжков).
В начале 1962 года для полета в космос женщин-космонавтов начался поиск претенденток по следующим критериям: парашютистка, возрастом до 30 лет, ростом до 170 см и весом до 70 кг. Из сотен кандидатур были выбраны пять: Жанна Ёркина, Татьяна Кузнецова, Валентина Пономарёва, Ирина Соловьёва и Валентина Терешкова.
Сразу после принятия в отряд космонавтов Терешкову вместе с остальными девушками призвали на срочную военную службу в звании рядовых.
В отряд космонавтов Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года и стала проходить обучение как слушатель-космонавт 2-го отряда. 29 ноября 1962 года сдала выпускные экзамены по ОКП на «отлично». С 1 декабря 1962 года Терешкова В.В. - космонавт 1-го отряда 1-го отдела. С 16 июня 1963 года, то есть сразу после полёта, она стала инструктором-космонавтом 1-го отряда и была на этой должности до 14 марта 1966 года.
В марте 1963 г. при отборе претенденток на роль первой женщины-космонавта Терешкова была назначена основным кандидатом на полёт, И. Б. Соловьёва — дублирующим, а В. Л. Пономарёва — запасным.
Свой космический полёт (первый в мире полёт женщины-космонавта) Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Старт произошёл на Байконуре не с «гагаринской» площадки, а с дублирующей. Одновременно на орбите находился космический корабль Восток-5, пилотируемый космонавтом Валерием Быковским. В день своего полёта в космос Терешкова В.В. сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов, о полёте они узнали из новостей по радио.
Позывной Терешковой В.В. на время полёта - «Чайка». Фраза, которую она произнесла перед стартом: «Эй! Небо! Сними шляпу!», представляла собой цитату из поэмы В. Маяковского «Облако в штанах».
Терешкова В.В. - лётчик-космонавт СССР № 6, 10-й космонавт мира; единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку. До полёта Б. Егорова была самой молодой (по дате рождения) из слетавших в космос.
С 30 апреля 1969 по 28 апреля 1997 года - инструктор-космонавт отряда космонавтов 1-го отдела 1-го управления группы орбитальных кораблей и станций, инструктор-космонавт-испытатель группы орбитальных пилотируемых комплексов общего и специального назначения, 1-й группы отряда космонавтов.
Терешкова В.В. осталась в отряде, и в 1982 году даже могла быть назначена командиром женского экипажа КК «Союз». 30 апреля 1997 года Терешкова В.В. покинула отряд последней из женского набора 1962 года в связи с достижением предельного возраста.
С 1997 года - старший научный сотрудник Центра подготовки космонавтов.
После выполнения космического полёта Терешкова В.В. поступила в Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского и, окончив её с отличием, позднее стала кандидатом технических наук, профессором, автором более 50 научных работ. Терешкова В.В. была готова к полёту на Марс в одну сторону.
С 1966 года и по настоящее время Терешкова В.В. активно занимается политической и общественной деятельностью.
06 марта 2022 года исполняется 85 лет со дня рождения Героя Советского Союза, лётчика-космонавта СССР, генерал-майора авиации Валентины Владимировны Терешковой. В честь этого события клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» проводит дни активности с 06.03.2022 г. по 10.03.2022г. Учрежден диплом «Полет «Чайки», посвященный этому событию.
Приглашаются радиолюбители всех стран мира для проведения радиосвязей/наблюдений с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан»на диапазонах 1,8 - 28 MHz и УКВ.
Условия выполнения диплома «Полет «Чайки».
Связи на диплом засчитываются с 06 марта 2022 по 30 марта 2022 года.
Для выполнения диплома необходимо набрать 85 очков
Порядок начисления очков:
За QSO/SWL с радиолюбителями, почетными членами клуба «Пятый Океан»: U4MIR, EU1EU, LZ1HM, R2AJ, R2DAV, R5DU, RA3YV, RK3BJ, RN3YN, RV3D, RV3YR, RA4AO, RZ5D, RA9LY, UA1ZZ, UA3DJ, UA3YPS- 5 очков;
За связь с радиолюбителями, членами клуба «Пятый Океан» - 3 очка.
За проведение QSO/SWL на УКВ и диапазоне 160 м с радиолюбителями, членами клуба «Пятый Океан» добавляются 1 очко к выше перечисленным;
За 1QSO/SWL через ИСЗ или ЕМЕ с радиолюбителями, членами клуба «Пятый Океан» выдается диплом.
Множитель для соискателей, в зависимости от Регионов:
Азия, включая радиолюбителей России из 19 зоны (кроме перечисленный стран) – 3;
Северная и Южная Америка, Африка, Австралия и Океания, Антарктида – 5.
Повторные QSO разрешены только на разных диапазонах и разными видами излучения (CW, DIGI, SSB).
Все виды цифровых связей (RTTY, PSK, MFSK, SSTV, JT65, FT8 и др.) засчитываются как один вид DIGI.
В дни активности с 06.03.2022 г. по 10.03.2022г.года очки за проведенные QSO/SWL удваиваются.
Активаторам, членам клуба «Пятый Океан», диплом с номером по порядку с индексом «А», выдается в зависимости от количества QSO, проведенных в дни активности:
Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» при участии клуба радиолюбителей «Арктика» и заполярных радиостанций России с 01 марта 2022годапо 03 марта 2022года проводит дни активности, посвященные Дню образования Полярной Авиации России.
Полярная Авиация - специальный вид военно-транспортной и гражданской авиации, предназначенный для обеспечения логистики, пассажирских и специальных перевозок, наблюдательных полётов в полярных районах Северного и Южного полушарий. Обычно за рубежом такие задачи выполняют подразделения ВВС. Со становлением и развитием отечественной полярной авиации связано планомерное изучение и освоение Арктики и Северного морского пути (СМП) и исследования Антарктики. Сложность навигации и управления самолётом обусловлена экстремальными климатическими условиями и отсутствием стационарной инфраструктуры в арктических и антарктических регионах, в частности обусловлена отсутствием стационарных аэродромов, взлётно-посадочных полос, нехваткой естественных и искусственных ориентиров, частыми изменениями метеоусловий, низкими температурами воздуха, продолжительностью полярного дня/ночи, неустойчивостью работы магнитных компасов и средств связи, движением (дрейфом) ледяного покрова и его состоянием (толщиной, плотностью, скученностью и т. д.). Географическое расположение Российской Федерации определяет ярко выраженную региональную обособленность Арктической зоны Российской Федерации (АЗ РФ).
Основные задачи Полярной Авиации нашей страны - освоение и развитие полярных регионов, проведение систематической ледовой разведки с целью проводки судов, обеспечение научных исследований в бассейне Северного Ледовитого океана и в Антарктике, снабжение дрейфующих и полярных станций, перевозка пассажиров и грузов в районах Крайнего Севера. В Полярной Авиации используется техника специального назначения, в т. ч. самолёты и вертолёты различных типов, оснащённые дополнительным навигационным, аварийно-спасательным, специальным и бытовым оборудованием. Опыт развития отечественной авиации в 1940–80-х гг. подтверждает непосредственную связь между уровнем развития авиационной техники и авиатранспортной сети в труднодоступных и отдалённых регионах и степенью развития и освоения полярных регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, входящих в АЗ РФ. Активность Полярной Авиации в полярных районах Северного и Южного полушарий зависит не только от наличия в авиапарке государства авиационной техники и специализированных самолётов для полярной эксплуатации, но и от наличия национальных, инфраструктурных и сырьевых интересов в этих регионах. С развитием науки и техники возможности Полярной Авиации многократно возросли, но с развитием региона и возросли требования к лётно-техническим характеристикам и ограничения на эксплуатацию в полярном регионе. В период активного освоения Арктики в условиях развитого ледового покрова была создана инфраструктура СМП и специальная техника для эксплуатации в Арктике, в т. ч. введены в эксплуатацию атомные ледоколы и самолёты (Ан-14, Ил-14, Ан-26 БРЛ, Ан-32, Ан-74, Ил-76). Сегодня разрабатывается класс новых перспективных типов летательных аппаратов, в т. ч. самолётов Ил-476 и Ил-114, предназначенных для полярной эксплуатации.
Первый полёт в Арктике в районе Новой Земли на самолёте «Морис Фарман» совершили в 1914 Я. И. Нагурский и Е. В. Кузнецов, участвовавшие в поисках пропавшей экспедиции Г. Я. Седова. Начало регулярной работе авиаторов в Арктике положено в 1924 полётами Б. Г. Чухновского. С 1929 начато регулярное авиационное обслуживание ежегодных Карских экспедиций – экспедиций по западной части СМП. С 1930 специалисты Арктического и антарктического НИИ (ААНИИ) осуществляли подготовку и контроль выполнения авиационных транспортных операций по обеспечению дрейфующих полярных станций «Северный полюс» («СП») и высокоширотных арктических экспедиций «Север», а также специальную ледовую разведку.
С 1932 самолёты обеспечивали передвижение судов в восточном секторе Арктики (через Берингов пролив в устье реки Колымы). С кон. 1930-х гг. начата ледовая разведка СМП и самолётами наземного базирования. Высокую эффективность применения полярной авиации продемонстрировала воздушно-спасательная экспедиция по эвакуации пассажиров и экипажа парохода «Челюскин» в 1934. Важное значение для авиационного освоения северных районов имели длительные беспосадочные полёты в высоких широтах Арктики [например, в 1936 В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков на самолёте АНТ-25 преодолели маршрут Москва – Земля Франца-Иосифа – Северная Земля – бухта Тикси – Петропавловск-Камчатский – остров Удд (ныне остров Чкалов)]. В 1937 арктическая воздушная экспедиция по организации работы дрейфующей станции «СП-1» (Северный полюс-1) во главе с И. Д. Папаниным явилась началом планомерного исследования Центральной Арктики с помощью авиации. В 1941 экипаж самолёта «СССР-Н-169», возглавляемый И. И. Черевичным, доставил группу полярников-исследователей в район полюса, тем самым положив начало арктическим исследованиям с помощью «летающих лабораторий». В годы Великой Отечественной войны личный состав полярной авиации принимал активное участие в боевых операциях и выполнении специальных задач, имевших важное оборонное значение (в т. ч. обеспечение ледовой разведки СМП, доставка грузов в Арктику, освоение воздушной трассы Красноярск – Аляска). В 1954 в Арктике впервые были использованы вертолёты (Ми-4); с 1956 систематически проводилась ледовая разведка с помощью базирующихся на ледоколах вертолётов (Ка-15, Ми-4, Ми-2) и самолётов берегового базирования (Ли-2, Ил-14, оснащённых бортовыми локаторами, а с 1968 – Ан-24).
Полярной авиации принадлежит видное место в истории освоения Антарктики. В составе первой советской антарктической экспедиции 1955 входил авиаотряд под командованием И. И. Черевичного, располагавший специально оборудованными самолётами Ан-2, Ли-2, Ил-12, вертолётами Ми-4. В Антарктиде с помощью полярной авиации были созданы внутриконтинентальные станции, проведены геофизические, аэрометеорологические, гляциологические наблюдения и аэрофотосъёмка территории. В 1959 с использованием полярной авиации впервые в мировой практике в Арктическом бассейне были установлены дрейфующие автоматические радиометеорологические станции, которые в последующие годы систематически обновлялись. С целью установления воздушной связи с советскими научно-исследовательскими антарктическими станциями в декабре 1961 осуществлён перелёт (протяжённость около 26 тыс. км) Москва – Антарктида самолётов Ил-18 и Ан-12 под командованием А. С. Полякова и Б. С. Осипова. В 1963 на ледовый континент стартовали два самолёта Ил-18 (командиры экипажей Поляков, М. П. Ступишин) с 70 участниками экспедиции. С начала 1980-х гг. полёты в Антарктиду на специально оборудованных тяжёлых транспортных самолётах Ил-18Д, а затем Ил-76ТД с посадкой на ледовых аэродромах становятся регулярными. Высокое лётное мастерство, опыт и самоотверженность полярных авиаторов неоднократно подтверждались в экстремальных условиях. Так, полярной ночью, при низких температурах воздуха и ограниченной видимости экипажами вертолётов Ми-8 и самолётов Ил-14 были обеспечены ледовая разведка и эвакуация участников антарктических экспедиций с зажатых льдами дизель-электроходов «Обь» (1972) и «Михаил Сомов» (1986) с промежуточными посадками на айсберги. До 1968 для ледовой авиаразведки и аэрофотосъёмки дрейфующих ледовых полей, пригодных для взлёта и посадки самолётов, использовались поршневые самолёты Ан-14, Ил-14. Для выполнения первой посадки на неподготовленные аэродромы на дрейфующие ледяные поля Ан-14, Ил-14 допускались только при условии комплектации самолётов лыжным шасси. Впоследствии они применялись для доставки грузов на дрейфующие полярные станции «Северный полюс». В конце 1980-х гг. на смену находившимся в эксплуатации самолётам с поршневыми двигателями в опытную эксплуатацию поступили самолёты Ан-28, Ан-74 с газотурбинными двигателями и вертолёты Ка-32С в варианте ледового разведчика. С 1971 для авиаразведки и посадки на лёд стали использовать новые самолёты Ил-76, обладающие повышенной дальностью полёта, при минимальной массе полезной нагрузки и возможностью совершать взлёт и посадку на дрейфующие льдины. В 1977 на станцию «СП-22» совершил посадку самолёт Ил-18. Впоследствии с 1986 ввиду изменения арктических климатических условий (уменьшение толщины и несущей способности ледового покрова) и особенностей полярной эксплуатации для доставки грузов на дрейфующие полярные станции «Северный полюс» вместо тяжёлых военно-транспортных самолётов начали использоваться более лёгкие Ан-74, а Ил-76 применялся уже только для дес
... Читать дальше »
В период с 01.03.2022г. по 30.04.2022г. проводятся дни активности радиолюбителей Смоленской области посвященные 88-й годовщине со дня рождения первого космонавта планеты Ю. А. Гагарина (09.03.1934г.) и 61-й годовщине со дня первого полета человека в космос (12.04.1961г.).
С территории Смоленской области в период дней активности будут работать специальные радиостанции RG61PP (Родина Гагарина 61 Первый Полёт), R108M (Ракета 108 Минут), R1934G (Россия 1934 Гагарин), R1961G(Россия 1961 Гагарин).
В этот период соискатели смогут выполнить условия электронного диплома «Дорога к звездам». Информация доступна на сайте hamlog.ru
06.03.2021г. в период 05:00 UTC (08:00 МСК) до 06:59 UTC (09:59 МСК) будут проведено соревнование «Кубок первого полёта». Победителей ждёт награждение кубком, медалями, грамотами, призами Мемориального музея им. Ю. А. Гагарина. Подробная информация размещена на сайте QRZ.ru в разделе «соревнования».
о днях активности брянских радиолюбителей, посвящённых 22-й годовщине со дня гибели Героев-земляков десантников 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка в Чеченской республике
В ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 года в Аргунском ущелье 90 десантников встретились с вооружённой бандой международных террористов, превосходящей их по численности в 20 раз. Но наши ребята, а это действительно были молодые ребята, старшему из которых было всего лишь 37 лет, выстояли и ценой своей жизни, не пропустили врага.
Герои 6-й роты совершили настоящий подвиг и показали всему миру, что Россию победить невозможно. В том бою погибло 84 военнослужащих, 13 из которых — офицеры. Среди них наши земляки Олег Ермаков, Сергей Василев, Алексей Рассказа, Александр Гердт, удостоенные высокого звания Герой Российской Федерации. Александр Трубенок награждён Орденом Мужества.
БРМОО «ВСК «ПАТРИОТ» десантного профиля, Совет РО СРР и совет первичной организации радиолюбителей РО ДОСААФ Брянской области приглашает радиолюбителей к участию в днях активности с 28 февраля по 2 марта 2022 года на диапазонах 1,8 - 28 MHz и УКВ.
Учреждён диплом «Ушедшие в вечность», посвящённый этому событию.
Условия выполнения диплома «Ушедшие в вечность».
Связи на диплом засчитываются с 28 февраля 2022 г. по 31 декабря 2022 года.
Срок действия диплома – ежегодный.
Число очков, которое необходимо набрать для выполнения условий диплома, равно 84 (число погибших) + количество лет со дня гибели 6 роты: в 2022 году в период с 28.02.2022 г. по 31.12.2022 г. соискателям необходимо набрать – 84+22=106 очков, в 2023 году (с 28.02.2023 г. по 31.12.2023 г.) – 107 очков и т.д..
Порядок начисления очков:
За связь с коллективной радиостанцией RK3YWS - 25 очков.
За связь с радиолюбителями Брянской области – 15 очков;
За проведение QSO/SWL на УКВ и диапазоне 160 м – очки удваиваются.
Повторные QSO разрешены только на разных диапазонах и разными видами излучения. Все виды цифровых связей (RTTY, PSK, MFSK, SSTV, JT64, FT8 и др.) засчитываются как один вид DIGI.
Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан»с 23.02.2022 г. по 27.02.2022 г. проводит дни активности, посвященные 135-летию со дня рождения русского летчика, штабс-капитана Петра Николаевича Нестерова (27.02.1887 г), впервые выполнил мертвую петлю, положив начало высшему пилотажу, впервые применил таран в воздушном бою.
Петр Николаевич Нестеров родился в Нижнем Новгороде 15 (27) февраля 1887 года, сын дворянина, офицера, воспитателя кадетского корпуса Николая Фёдоровича Нестерова (1863—1890). После неожиданной смерти отца материальное положение семьи сильно ухудшилось. Его мать, Маргарита Викторовна, не имея средств на оплату жилья, была вынуждена переехать вместе с четырьмя детьми в нижегородский Вдовий дом.
26 августа 1897 года Нестеров поступил в Нижегородский кадетский корпус, где в своё время его отец занимал должность воспитателя.
После окончания в 1904 году кадетского корпуса, в числе шести лучших выпускников, был зачислен в Михайловское артиллерийское училище. В 1906 году, отлично выдержав экзамены, произведён в подпоручики и выпущен в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду, расквартированную во Владивостоке.
С 31.12.1906 — в бригаде, с 27.04.1907 — делопроизводитель 2-й батареи. С 1 сентября 1909 года — поручик.
В 1909 году был командирован во Владивостокскую крепостную воздухоплавательную роту. Совершив несколько подъёмов на аэростате, лично разработал правила корректирования артиллерийской стрельбы из аэростата.
В июле—августе 1911 года, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, Пётр Николаевич познакомился с учеником профессора Н. Е. Жуковского — Петром Петровичем Соколовым и вскоре стал членом Нижегородского общества воздухоплавания.
Став опытным пилотом, Нестеров занимался и конструкторской деятельностью. В 1910 году Пётр Николаевич построил планёр и летал на нём. Позже, на основе изучения полёта птиц, он разработал проект оригинального самолёта без вертикального оперения. Военное ведомство отклонило проект, но Нестеров продолжал совершенствовать свою машину.
В 1912 году 25-летний поручик 9-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригады Пётр Нестеров был командирован на учёбу в Офицерский класс Офицерской Воздухоплавательной школы в Гатчине и уже в сентябре 1912 года совершил свой первый самостоятельный полёт на аэроплане.
В мае 1913 года, по окончании учебного курса в Авиационном отделе той же школы и сдачи экзамена на звание «военный лётчик», был назначен в формировавшийся в Киеве авиационный отряд с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте (затем — с прикомандированием ко 2-му авиационному отряду, переименованному 23.06.1913 в 11-й авиационный отряд, с 08.08.1913 — в 11-й корпусной авиационный отряд).
С 29.06.1913 по 20.11.1913 Пётр Нестеров — временно исполняющий должность начальника отряда, с 21.02.1914 — начальник 11-го корпусного авиационного отряда. С 31.08.1913 — штабс-капитан.
В 1913 году Пётр Нестеров разработал исследовательскую конструкцию семицилиндрового двигателя мощностью 120 л. с. с воздушным охлаждением. Позже авиатор занимался строительством одноместного скоростного самолёта, закончить которое помешала война.
Владея глубокими знаниями в области математики и механики, имея достаточный пилотажный опыт, П. Н. Нестеров теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей и осуществил их на практике. После назначения командиром отряда Нестеров ввёл обучение полётам с глубокими виражами и посадку с отключённым двигателем на заранее намеченную площадку.
Он также разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками и ведения воздушного боя, освоил ночные полёты. В августе 1913 года возглавил групповой перелёт (в составе трёх машин) по маршруту Киев — Остёр — Козелец — Нежин — Киев с посадками на полевых аэродромах. Во время перелёта впервые в истории авиации проводилась маршрутная киносъёмка. В первой половине 1914 года Пётр Николаевич осуществил два перелёта: Киев — Одесса за 3 часа 10 минут и Киев — Гатчина за 9 часов 35 минут. Для того времени это было большим достижением.
Знаменитую «петлю Нестерова» предсказал русский учёный, один из родоначальников авиации (хотя сам он поднимался в воздух только один раз) Николай Егорович Жуковский. В 1890 году Жуковский написал две научные работы: «К теории летания» и «О парении птиц». Анализируя способность птиц держаться в воздухе с распростёртыми крыльями, учёный теоретически обосновал не только конструкцию будущего планёра, но возможность выполнения им «мёртвой петли». Двадцать с лишним лет спустя Нестеров, впервые в мире выполнив на своём самолёте эту фигуру, воплотил на практике научное пророчество Жуковского.
Идея «мёртвой петли» зародилась у Нестерова ещё до 1912 года, но в этом году, будучи учеником гатчинского авиационного отряда, он уже теоретически доказал возможность её выполнения. «Воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолёт при правильном управлении им,» — писал он. Для доказательства своей идеи, согласно которой «в воздухе для самолёта всюду опора», 27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем П. Н. Нестеров впервые в мире выполнил на самолёте «Ньюпор—4» с двигателем «Гном Gamma» в 70 л. с. замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу.
«Мёртвая петля» создала Нестерову широкую известность не только в России, но и за границей. Как только началась война, штабс-капитан Нестеров, собиравшийся уже подать в отставку с целью посвятить себя конструированию аэропланов, один из первых отправился на передовые позиции, где и нашёл славную смерть
С началом Первой мировой войны Нестеров в составе своего авиационного отряда отбыл на Юго-Западный фронт. Принимал участие в боях за Львов. Осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в Российской империи бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Бомбометание было проведено лётчиком так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова.
Осуществив за время войны 28 вылетов, 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года около городка Жолква Пётр Николаевич Нестеров совершил свой последний подвиг — протаранил самолёт, в котором находились пилот Франц Малина (Franz Malina) и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь (Friedrich von Rosenthal), которые вели воздушную разведку передвижения русских войск. В начале войны самолёты всех воюющих стран, кроме русского «Ильи Муромца», не имели пулемётов. Командование считало, что основная задача авиации — разведка, и наличие пулемётов будет отвлекать лётчиков от выполнения основной задачи. Поэтому первые воздушные бои велись с помощью карабинов и револьверов. Таран же был самым эффективным способом сбить вражеский самолёт.
Тяжёлый «Альбатрос» летел на высоте, недосягаемой для выстрелов с земли. Нестеров пошёл ему наперерез в лёгком быстроходном «Моране». Австрийцы пытались уйти от столкновения, но Нестеров настиг их и попытался нанести шасси своего аэроплана удар по краю несущей плоскости «Альбатроса».[9] Однако — по-видимому, из-за крайнего переутомления Нестерова — в его расчёт вкралась ошибка, и удар пришёлся в середину «Альбатроса»; колёса «Морана» попали под верхнюю плоскость, а винт и мотор ударили по ней сверху. Тонкостенный вал, на котором держался ротативный двигатель «Гном», переломился; мотор оторвался от самолёта Нестерова и упал отдельно. Значительно облегчённый «Моран» стал неуправляемо планировать — по-видимому, при столкновении Нестерова бросило вперёд и он погиб, ударившись виском о ветровое стекло. «Альбатрос» некоторое время продолжал полёт, но затем потерял управление и стал падать; его экипаж погиб от удара о землю.
Похоронили героя 31 августа 1914 в Киеве при громадном стечении народа. В Никольском военном соборе было проведено отпевание, затем траурная процессия направилась к Аскольдовой могиле, где под залпы артиллерийского салюта и траурные звуки военных оркестров состоялось погребение. В том же 1914 году на месте гибели Петра Нестерова у г. Жолква (с 1951 по 1992 — г. Нестеров) был сооружён монумент. Позже могилу Нестерова перенесли на Лукьяновское кладбище. В 1980 году на месте гибели был построен мемориал памяти героя-авиатора: памятник с мёртвой петлёй, заканчивающейся взлётом вверх реактивного самолёта.
4 марта 2022 из посёлка Тазовский Ямало-Ненецкого АО стартует снегоходная экспедиция R150WS к острову Рыкачева (AS-104) в Карском море. Эта экспедиция шестая по счету из цикла «Легенды Арктики» проходит под флагами клуба радиолюбителей-путешественников «Русский Робинзон» и Русского географического общества (региональное отделение РГО в ЯНАО) и посвящена 150-летию создания Службы погоды России (Weather Service).
В целях: активация в эфире редкой группы островов – Kara Sea Coast East group (IOTA AS-104). В составе команды – Игорь Знаменский UA9KDF (Тарко-Сале, ЯНАО), Андрей Коробейников UA9LDD (Тюмень), Андрей Моисеев UA0BA (Норильск), Виктор Кузякин RW0BG (Норильск), Алексей Быстров RT9K (Дудинка) и Андрей Прудников RT9K (Сургут), подробнее.
Участникам предстоит переход с Ямала на Таймыр, команда соберётся в полном составе (вкл. норильчан) на полярной метеостанции «Сопочная Карга». Далее маршрут пройдет вдоль берега Харитона Лаптева до морской гидрометеорологической береговой станции “Стерлегова”, где экспедицию ожидает заранее доставленный запас топлива для похода на остров Рыкачева и обратно. Протяженность маршрута до острова – 1400 км. Следить за продвижением экспедиции можно по треку, читать дневник с маршрута, а также новости.
Остров Рыкачева расположен на входе в залив Миддендорфа в юго-восточной части Карского моря. В 1900 году его нанес на карту Э.В. Толль, который назвал остров в честь одного из основателей службы погоды в России, известного метеоролога, академика Михаила Александровича Рыкачева (1841-1919).
150 лет назад, 13 января 1872 года, в России вышел в свет первый метеорологический бюллетень. М.А. Рыкачев – директор Главной Геофизической Обсерватории. В 1870-х годах член комиссии Русского географического общества по разработке плана изучения северных морей России.
Остров Рыкачева имеет размеры 9 на 5 км, высота над уровнем моря 6 метров, поверхность ровная, покрыта тундровой растительностью, характерная арктическая флора и фауна. Остров входит в состав участка "Залив Миддендорфа" (побережье Карского моря) самого северного заповедника России «Большого Арктического». Участок почти не исследован. По международной радиолюбительской программе “Острова в эфире” о.Рыкачева входит в состав редкой островной группы AS-104 (IOTA “most wanted” 20,4%). По программе RRA – RR-100 (new one!).
Работа в эфире R150WS планируется на всех КВ диапазонах 160-10м CW, SSB и FT-8. Экспедиция оснащена необходимым полярным снаряжением и лагерным оборудованием для автономной работы в суровых зимних условиях центральной Арктики.
Еще одна миссия экспедиции – установка памятной таблички Михаилу Александровичу Рыкачеву. Традиционно будут фиксироваться достопримечательности, вестись дневник, фото и видеосъемка для будущего документального фильма.
Команда экспедиции изучает возможность достижения острова Исаченко в редкой группе островов Сергея Кирова (AS-050 – IOTA “most wanted” 7,1%) и на месте примет решение, которое будет зависеть от состояния льда (торосы, подвижки льда) и наличия открытой воды в этой части Карского моря. Остров удален от берега на 200 км. Высадка на остров и выход в эфир (зарезервирован позывной RI0BI) будет большой удачей для команды «Легенды Арктики».
Пожелаем полярным «русским робинзонам» успешного достижения и активации островов, хорошего прохождения радиоволн и благополучного возвращения домой.
73! Юрий Заруба UA9OBA,
Президент Russian Robinson Club
Союз радиолюбителей Вооруженных Сил с 00.00 (МСК) 23 февраля до 23.59 (МСК) 27 февраля 2022 года проводит дни активности, посвященные дню защитника Отечества (23 февраля). К участию приглашаются радиолюбители всех стран мира. За радиосвязи, установленные в эти дни, выдаются дипломы «НЕСОКРУШИМАЯ И ЛЕГЕНДАРНАЯ».
Для получения дипломов соискателям нужно набрать 80 очков.
Очки начисляются за QSO:
В День защитника Отечества, 23 февраля, очки за связи удваиваются.
Повторные связи засчитываются на разных диапазонах или разными видами излучения.
Информация о проведенных связях и выполненных дипломах размещается на сайте hamlog.ru. Дипломы в электронном виде скачиваются бесплатно. Дипломы наблюдателям выдаются на том же сайте на основании заявки, направленной по электронной почте на адрес ra4csp@mail.ru
Члены СРВС получают дипломы как активаторы при проведении более 100 QSO.
Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» при поддержке Союза Радиолюбителей России с 19.02.2022 г. по 27.02.2022 – проводит дни активности, посвященные 80-й годовщине создания в Главкомате ВВС самостоятельной Инженерно-авиационной службы ВВС.
В нашей стране, как и во всем мире, история развития ИАС неразрывно связана с историей становления и совершенствования военной авиации. В России ее зарождение пришлось на 1910-1912 годы. Уже 25 июня 1912 года при создании в стране военной авиации и утверждения первых штатов авиационных отрядов в них предусматривалось наличие солдат инженерных войск на должности мотористов. Им предписывалось вести необходимую техническую деятельность, направленную на обеспечение полетов. С началом Первой мировой войны их роль только возросла, что отразилось в присвоении им унтер-офицерских званий и званий прапорщиков.
В дальнейшем была сформирована технико-эксплуатационная служба, а также возникла необходимость в координации деятельности личного состава авиационных частей по технической эксплуатации разных типов летательных аппаратов, находящихся на вооружении. Координация действий была возложена на управление Полевого Генерал-Инспектора Военно-воздушного Флота, которое было создано приказом № 1632 начальника штаба Верховного Главнокомандования от 24 ноября 1916 года (7 декабря по новому стилю). Именно с этого момента идет процесс исчисления деятельности управления технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения ВВС – инженерно-авиационной службы.
В дальнейшем роль боевой авиации в военных действиях только возрастала, а вместе с ней росла и роль инженерно-авиационной службы. Несмотря на это структура ИАС ВВС РККА предвоенного периода (в те годы служба носила название эксплуатационно-технической) обеспечивала эксплуатацию авиатехники лишь в мирное время. К войне она оказалась готова не в полной мере и имела ряд важных недостатков, которые не позволяли в полной мере осуществлять руководство деятельностью личного состава при эксплуатации и ремонте имеющихся боевых самолетов в военный период.
Во-первых, аппарат ИАС перед началом Великой Отечественной войны был слабо развит на всех уровнях. Управление главного инженера ВВС военного округа в СССР состояло на тот момент из пяти человек, старшего инженера авиационной дивизии и полка – всего из трех человек. В складывающихся условиях, когда в ВВС округа входило до 10 авиационных дивизий (порядка 30 авиационных полков) и 10 отдельных эскадрилий, а каждый полк в свою очередь состоял из 5 эскадрилий, такое число инженеров просто физически не могло предметно руководить личным составом ИАС. Во-вторых, проблемой было то, что эксплуатация и ремонт авиатехники находились в разных руках. В-третьих, на всех существующих уровнях управления ИАС почти не было отчетности по авиатехнике, в том числе и пономерного учета наличия и состояния самолетов.
Опыт начавшихся крупномасштабных боевых действий показал, что структура ИАС не справляется с поставленными перед ней задачами, в первую очередь по восстановлению самолетов, поврежденных в боевых действиях, и обеспечению наибольшего количества вылетов на решение различных боевых задач. Достаточно остро встал вопрос о необходимости реорганизации ИАС и в первую очередь ее управленческого аппарата. Реорганизацию пришлось проводить в суровых условиях войны, она началась уже в августе 1941 года.
Приказом Наркома Обороны СССР от 25 февраля 1942 года № 0147 Эксплуатационно-Технической Службе ВВС было присвоено наименование Инженерно-Авиационная Служба (ИАС) ВВС. При этом оптимальная структура была сформирована лишь к началу 1943 года.
Проведенная реорганизация инженерно-авиационной службы позволила успешно решать задачи, которые стояли перед ВВС Советского Союза. Боевое содружество летного и технического состава позволило в годы войны обеспечить 3 124 000 боевых вылетов с общим налетом 5 640 000 часов. На самолеты было подготовлено и подвешено 30 450 000 бомб общим весом более 660 000 тонн. Но наиболее сложной составной частью ИАС в годы Великой Отечественной войны было восстановление самолетов, получивших боевые повреждения и повреждения в ходе эксплуатации. Благодаря хорошему функционированию ремонтной сети, как единого органа восстановления авиационной техники, к моменту окончания боевых действий в три раза снизились безвозвратные потери поврежденной авиационной техники, более 90 процентов пополнения парка приходилось на отремонтированные самолеты, 75 боевых вылетов из 100 выполнялись летчиками на самолетах, ранее прошедших ремонт.
В наиболее трудное для страны время после проведенной реорганизации ИАС успешно справлялась с задачами инженерно-авиационного обеспечения боевых действий. Боевая работа инженерно-технического состава в годы Великой Отечественной войны была высоко оценена страной. Различными орденами и медалями были награждены 49 946 человек, в том числе орденом Красной Звезды – 21 336 человек, орденом Красного Знамени – 1242 человека, орденом Ленина – 360 человек.
В наши дни в состав специалистов ИАС входит как наземный персонал аэродромов и авиационных баз (специалисты технической эксплуатации авиационных двигателей, планера самолета/вертолета и его систем, радиоэлектронного оборудования, авиационного оборудования, авиационного вооружения), так и члены летных экипажей военной авиации (бортовые техники, бортинженеры, инженеры по десантно-транспортному оборудованию и т.д.).
Сегодня главная задача, которая стоит перед ИАС, – это поддержание самолетов, вертолетов и БПЛА ВКС России в исправном, готовом к применению состоянии. Это достигается лишь за счет повседневной плановой работы большого числа инженеров, механиков и техников. Подготовка офицеров ИАС в России ведется в Воронеже на базе Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Данная прославленная академия ведет свою историю еще с 1919 года, когда по инициативе знаменитого русского профессора Жуковского был образован Московский авиационный техникум.
Кроме задач по обслуживанию и подготовке к полетам авиационной техники на аэродромах, офицеры ИАС принимают непосредственное участие во всех этапах жизненного цикла летательных аппаратов, начиная с момента формулирования требований на научно-исследовательскую работу и заканчивая утилизацией старых образцов военной авиатехники. Специалисты научно-исследовательских организаций ВВС России определяют параметры будущих летательных аппаратов (их тактико-технические характеристики и внешний облик), исходя из анализа имеющихся на данный момент времени угроз и реализуемости на практике предъявляемых тактико-технических требований, учитывая достигнутый уровень научно-технического прогресса и возможности промышленности.
25 февраля 2022 года исполняется 80 лет со дня создания в Главкомате ВВС самостоятельной инженерно-авиационной службы ВВС. В честь этого события клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» при поддержке Союза Радиолюбителей России проводит дни активности с 19.02.2022 г. по 27.02.2022 г. Учрежден диплом «Победа в воздухе куется на земле», посвященный этому событию. В эфире в дни активности из г. Москвы и Московской области будет звучать временный специальный позывной сигнал R80IAS (управляющий оператор Сушко С.В. RZ5D).
Приглашаются радиолюбители всех стран мира для проведения радиосвязей/наблюдений с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан» на диапазонах 1,8 - 28 MHz и УКВ.
Условия выполнения диплома «Победа в воздухе куется на земле».
Связи на диплом засчитываются с 19 февраля 2022 по 30 марта 2022 года.
Для выполнения диплома необходимо набрать 80 очков
Порядок начисления очков:
За QSO/SWL с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан», работающими специальным позывным R80IAS– 5 очков;
За QSO/SWL с радиолюбителями, почетными членами клуба «Пятый Океан»: U4MIR, EU1EU, LZ1HM, R2AJ, R2DAV, R5DU, RA3YV, RK3BJ, RN3YN, RV3D, RV3YR, RA4AO, RZ5D, R
... Читать дальше »