Главная
Дипломы
Категории раздела
Дипломы [888]
Соревнования [517]
Объявления [146]
Мероприятия [468]
DX [428]
Поздравления [308]
Радиолюбительское видео [40]
Информация для радиолюбителей [581]
Мини-чат
Случайные фото
Объявления c QRZ.RU
Время жизни сайта






Главная » 2013 » Июль » 2 » В эфире -/AM (полезно знать...)
В эфире -/AM (полезно знать...)
22:10

(из истории полетов аэростатов)

17 марта 1928 г. был проведён опыт по установлению радиосвязи на КВ между аэростатом (воздушным шаром) и наземными ЛРС. Из Кунцево стартовал аэростат. Во время полёта, продолжавшегося 40 час., находившийся в корзине аэростата москвич Дмитрий Липманов(20RA; ранее – RK-83; позже – eu2AM), работая позывным XeuCSKW, провёл QSOs с ЛРС Баку, Владивостока, Ленинграда, Москвы, Нижнего Новгорода, Томска и некоторыми голландскими и французскими коротковолновиками – о чём сообщал журнал "Радиолюбитель” (№3-4/1928, –c. 83).

20RA на переднем плане (в

20RA на переднем плане (в "корзине”).

В мае 1928 г. состоялся очередной полёт аэростата ("ОСОАВИАХИМ”), радистом которого был ленинградец Гиляров П.А.(08RA).

Федор Иванович Седунов

49RA, 1927 г.

З.К. Гордеев

70RA, 1927 г.

12 ноября 1928 г., во время Всесоюзных воздухоплавательных состязаний, из аэростата ОДР и "Комсомольской правды” в эфире работает москвич Федор Иванович Седунов (49RA; позже – eu2BB), из аэростата "Мосавиахим-3” – москвич З.К. Гордеев (70RA; позже – eu2BJ), а из аэростата "Рабочей радиогазеты” – москвич Николай Афанасьевич Байкузов(54RA). Все они были премированы.

1928 г.

1928 г.

"Полет радиофицированного аэростата” – под таким заголовком, в журнале "Радио Всем” (№19/1929, –с.176) была опубликована краткая заметка Чумакова И.А.(eu5AJ) из ст. Красный Лиман, в которой он рассказывал, как 1 сентября 1929 г. он осуществил выход в эфир (под позывным Xeu5AJ) из корзины аэростата "Комсомолец Украины” (пилот – Шишкарев).

Данный полёт был осуществлён членами Славянского аэроспорткуба, совместно с Красно-Лиманской ячейкой ОДР СССР, и был посвящён 15-летию Международного юношеского дня МЮД).

Старт аэростата был дан в 21.00 из Славянска и в 21.25 Игорь уже имел QSO с ЛРС au7AS из Тифлиса, затем – с eu2CD из Калуги и в 23.35 – с SP1AW из Вильно.

"Передвижка” была им собрана по совету Hиколая Байкузова (eu2BD) в небольшом саквояже, в котором были размещены: передатчик – по схеме Гартлея (на лампе УТ-1); приёмник по схеме Рейнарца (с одним каскадом УHЧ). Hакал ламп питался от аккумулятора "Акомет”, а анод - от трех сухих батарей "Укрэлемент” по 80 В.

eu5AJ в

eu5AJ в "корзине” аэростата (справа).

Международное общество "Аэроарктик”, в рамках программы "Международного полярного года – МПГ” (1930-1932 гг.), осуществило международную экспедицию – арктический полёт дирижабля "Граф Цеппелин” (мод. LZ-127; LZ – сокр. от немецких слов Luftschiff Zeppelin, т. е. "Дирижабль Цеппелин”, который был построен в 1928 г. – через 11 лет после смерти его конструктора графа Фердинанда Цеппелина [1838-1917]).

24 июля 1931 г. под командованием доктора Гуго Эккенера стартовал экипаж в составе 46 чел. В состав экспедиции от СССР вошло четыре человека: ленинградские профессора – Р.Л. Самойлович (руководитель научной части экспедиции) и П.А. Молчанов (аэролог, изобретатель радиозонда), и москвичи – Федор Ассберг (специалист дирижаблестроения) и Эрнст Кренкель (радист, eu2EQ). Двумя другими радистами экспедиции были немцы Вальтер Думке (ст. радист) и Леонард Фрейнд. Одним из т.н. "радиоофицеров" экспедиции был Рольф Клюге (позже – DK4MF).

"Чистое” полётное время экспедиции составило 104 часа и она проходила по маршруту: Фридрихсхафен – Берлин (приземление) – Хельсинки – Ленинград (приземление) – Архангельск – Земля Франца-Иосифа (приводнение в бухте Тихой около о. Рудольфа и заранее запланированная встреча днём 27 июля с ледоколом "Малыгин”, с борта которого на дирижабль поднимался один из его туристов – знаменитый Умберто Hобиле [с ним Кренкель встретится в своей жизни еще один раз спустя 37 лет, на филателистической выставке "Прага-68”] – о. Сев.Земля – м.Челюскина – о. Диксон (29 июля) – м. Желания – вдоль Hов. Земли – о. Колгуев – Архангельск – Ленинград – Берлин (31 июля). Пройденное расстояние составило тридцать одну тыс. км.

eu2EQ на борту дирижабля.

Периодически с борта работала радиостанция с позывным сигналом DENNE.

Мощность телеграфного передатчика (готовился как аварийный) была всего 1,5 Вт, а вес – около 1 кГ. Он питался от т. н. "солдат-мотора”. Общий вес всего комплекта (вкл. антенну и её наземную аварийную трёхметровую мачту) составлял 79 кг. Из советских коротковолновиков с DENNE удалось провести QSO только москвичу Георгию Ситникову(eu2NF).

В 1936 г. ленинградский коротковолновик Николай Стромилов (U1CR) проводит удачные опыты по радиосвязи на УКВ – "воздух-земля”.

U1CR (слева) за установкой УКВ-аппаратуры на планере.

U1CR (слева) за установкой УКВ-аппаратуры на планере.

 

Примечания

Лимпанов Д.Г. (20RA): В 1927 г. избирается зам. генерального секретаря "Общества Друзей Радио” (ОДР СССР) и становится членом редколлегии журнала "Радио Всем”. В сентябре-октябре 1927г. был проведён первый Всесоюзный тест Ленинграда, Москвы, Нижнего Новгорода, Омска и Томска. В его рамках, 1-3 октября состоялись первые соревнования коротковолновиков по связи с отдалёнными районами СССР. На них 20RA занимает второе место. Его активной работе в эфире (вкл. DX-инг) свидетельствует короткая информация в приложении ("RA-QSO-RK”) к журналу "Радио Всем”, которая, подводя итоги 1927 г., отмечала: "20RA – Липманов держит связь с Америкой...”. В январе-феврале 1928 г. проводится "Test EU-EE” [CCCР-Испания], в котором 20RA делит с 15RA второе-третье место (проводят по 7 QSOs с EE) ["Радіолюбитель” №3-4/1928, –c.139)]. 9 февраля 1928 г. 20RA и 05RA, практически одновременно, провели первые QSOs "Моcква-США”. У Д. Липманова передатчик имел мощность 20 Вт. Весной 1928 г. 20RA избирается председателем ЦСКВ. На первой Всесоюзной конференции коротковолновиков Дмитрий Липманов выступает с докладом. Во время работы конференции была организована выставка радиолюбительских конструкций её участников. Результаты работы подводило Жюри в составе которого был и 20RA. В конце 1928 г. получает позывной eu2AM... В 1936 г. принимает участие в гражданской войне в Испании, за что, по возвращению домой, был награждён орденом Ленина.

Павел Александрович Гиляров П.А. (08RA): позже – eu3AB; начальник лаборатории Остехбюро, инженер-исследователь завода "Буревестник”; 22..09.1937 г. был арестован, осужден по Ст.: 58-7, -8, -11 УК РСФСР и расстрелян 23.02.1938 г. Интересен факт, что позывным 08RA часто работала его сестра Муруся (именно так она именовалась в СМИ тех лет), о чём можно судить на прилагаемой QSL (см. подпись оператора). Почему она не оформляла личный позывной – автору неизвестно... Это же подтверждает и журнал "Радиолюбитель” (№5/1928 –c.181): "... имела несколько QSO с NU [США – прим. авт.], но YL, является, кажется, единственным RA, который "принципиально” не сообщает о своей работе в "РЛ”. В 1928 г. Павел и Маруся были делегатами первой Всесоюзной конференции коротковолновиков, а Павел был еще и членом Жюри, организованной выставки радиолюбительских конструкций участников конференции. С 1929 г. Павел Александрович стал как eu3AB. Мария Александровна, впоследствии, стала д.г.н., профессором и преподавала в Ленинградском госуниверситете.

Байкузов Н.А. (54RA): позже: eu2BD, U3AG, после ВОВ – UA3AG; генерал-майор инженерно-авиационной службы; 1946-52 гг. – гл. редактор журнала "Радио”.

Чумаков И.А. (eu5AJ): ранее – 6RB; в 1928 г. участник 1-й Всесоюзной конференции коротковолновиков; позже в Харькове – U5AV.

  • Ситников Г.Г. (eu2NF): ранее – RK-1452; позже - U3AI; с 1.1.1937 г. входил в состав Совета СКВ при ЦС ОАХ СССР.
  • Начальником организованного почтового отделения (для проведения спецгашения почтовых марок и конвертов) на ледоколе "Малыгин” (отплыл из Архангельска 19июля) был назначен Иван Дмитриевич Папанин.
  • Радистом "Малыгина”, в то время, был Hиколай Байкузов (eu2BD).
  • С начала 1949 г. в СССР началась "кампания” по закрытию ЛРС военнослужащих (по мнению некоторых её очевидцев и специалистов она могла иметь прямую связь с назревающими событиями на Корейском полуострове). Стартом закрытий послужил выход в эфир с борта самолета H. Байкузова (позывным UA3AG/am), который в то время был начальником связи Дальней авиации. По этому поводу в конце 1950-х – начале 1960-х гг. среди коротковолновиков "гуляла” легенда о том, что UA3AG не просто вышел в эфир с борта самолета, а проводил QSOs по всей трассе своего инспекционного полёта по стране и, отследив его путь, американцы что-то там смогли вычислить.
Просмотров: 1270 | Добавил: R5GM | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Круглые столы Ливенских радиолюбителей проводятся на частоте 145.575 МГц каждую субботу:

в летнее время 21.00 МСК

в зимнее время 20.00 МСК.
Форма входа
Поиск на сайте
Поиск позывного
Российский Callbook
e-QSL
Enter your callsign to see if you have an eQSL waiting!

Форум
  • Схема телеграфа приёмника и передатчика для начинающих (1)
  • Где купить? (12)
  • Список позывных Ливен и Ливенского района (26)
  • Путешествия на китайские заводы по производству радиостанций (8)
  • Дипломные программы (6)
  • Высокоомные телефоны(наушники) (10)
  • Радиофестиваль радиолюбителей г. Ливны (0)
  • Разработка положения диплома "130 лет Н.Н. Поликарпову" (8)
  • Разработка положения диплома 80 лет освобождения г. Ливны (61)
  • Разработка положения диплома 150 лет Булгакову (11)
  • Коментарии
    R3EDU написал:
    Все желающие из числа радиолюбителей 
    Прохождение
    Фотоальбом
    Баннеры

    Разместите наш баннер

    Сдать радиолюбительский экзамен? Легко!
    RK3EWB © 2009-2024
    Конструктор сайтов - uCoz