Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» с 16.09.2023 г. по 24.09.2023 г.проводит Дни активности, посвященные 85-летию со дня беспосадочного перелета летчиц В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко и М.М. Расковой по маршруту Москва-Дальний Восток.
В конце 1920-х годов и все 30-е годы советская молодежь жила ощущением полета. Это естественное для активной, сильной личности желание вырваться «на простор молодечества» находило естественный же выход - в аэроклубы! В летные школы! И, разумеется, среди рвавшихся в небо были женщины.
Валентина Гризодубова - дочь одного из первых русских летчиков и авиаконструкторов Степана Гризодубова жила в атмосфере полетов с рождения. Она поступила в аэроклуб, затем в летную школу и стала пилотом гражданской авиации.
Полина Говяз (по второму браку Осипенко) пилотировать простейший У-2 выучилась еще 23-летней официанткой летной столовой - и лишь потом, в 1932 году, ее приняли в военную школу летчиков.
А вот 20-летнюю лаборантку Военно-воздушной академии москвичку Марину Раскову поначалу увлекла кабинетная аэронавигация. Но так сильно, что в 1933 году студентка-заочница сдала экзамен на штурмана самолета, а в 1935-м выучилась пилотировать...
И все три мечтали о рекордах, которыми в те годы жила страна. Потому рано или поздно они должны были встретиться.
После серии мировых рекордов, установленных советскими женщинами пилотами, Валентина Гризодубова просит разрешить ей перелет Москва - Хабаровск, чтобы побить абсолютный женский мировой рекорд дальности. И приглашает вторым пилотом капитана Полину Осипенко, а штурманом - старшего лейтенанта Марину Раскову. Так появился «экипаж мечты», каждый член которого к моменту перелета уже являлся мировым рекордсменом по дальности перелетов.
24 сентября 1938 года в 8 часов 12 минут двухмоторный самолет АНТ-37 «Родина» стартовал с подмосковного Щелковского аэродрома на восток. В ночь на 25 сентября 1938 года в газете «Правда» начали печатать правительственное сообщение: «24 сентября 1938 года в 8 часов 12 минут утра по московскому времени известные в стране летчицы-орденоносцы Гризодубова Валентина Степановна, капитан Осипенко Полина Денисовна и старший лейтенант Раскова Марина Михайловна (штурман) вылетели в беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолете «Родина»...», уже зная, что радиосвязь с экипажем прервалась.
Конец сентября - то время года, когда погода на маршруте Москва - Хабаровск резко ухудшается. «Родина» с первых часов полета вступила в борьбу со стихией: уже через 50 километров землю закрыли облака. И почти все оставшиеся 6400 пришлось преодолевать вне видимости земли, по приборам - беря пеленги на радиомаяки и определяя таким образом свое местонахождение. После Урала связь лётчиц с землёй прервалась. На подходе к Новосибирску у самолета началось обледенение, на высоте 6500 метров начавшаяся болтанка вынудила поднять самолет еще выше, до высоты 7450 метров. Работать экипажу пришлось в кислородных масках и на лютом морозе. В районе Байкала связь была полностью потеряна, а полёт продолжался в сложных метеорологических условиях: порывы ветра, обледенение… Пришлось снизить высоту полета, увеличив расход топлива
Полётные карты вытянуло наружу из-за разности в давлении, когда Марина Раскова открыла астролюк, пытаясь сориентироваться по звёздам в разрывах между тучами. От Байкала пришлось идти практически без ориентиров, без карт, связи, при неизвестной скорости ветра. Понимая, что они рискуют пересечь границу с Китаем, после Байкала Гризодубова взяла магнитный курс 90 градусов с упреждением на максимально сильный ветер и снос самолета на юг, продолжив полёт ещё несколько часов.
Утром в разрывах облаков экипаж обнаружил, что полёт проходит над морем и островами - Шантарскими в Охотском море. Тогда командир развернула самолет на 180 градусов, взяв курс на Хабаровск. И тут загорелась красная лампочка аварийного остатка топлива, которого осталось на полчаса полета. Поняв, что долететь до Хабаровска невозможно, Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси и приказала Расковой прыгать с парашютом, потому что подобная посадка смертельно опасна для сидящего впереди штурмана.
Для посадки Гризодубова выбрала заросшее озеро посреди тайги в верховьях таёжной реки Амгуни. Валентина Степановна посадила самолет очень аккуратно – только лопасти винтов немного погнулись от удара о воду. Самолёт после этого перелёта продолжал эксплуатироваться.
Точного места приземления «Родины» никто не знал, и начались его поиски. Маршрут поиска летчиц определили по последней пеленгации Расковой, взятой Читинской радиостанцией.
На поиски были мобилизованы свыше 50-ти самолетов, сотни пеших отрядов, следопыты на лошадях и оленях, рыбаки на лодках и катерах.
3 октября экипаж биплана-разведчика Р-5 во главе с командиром М. Сахаровым обнаружил самолёт с воздуха. В Москву из Комсомольска-на-Амуре ушло сообщение: «Самолет «Родина» находится в 14 километрах северо-восточнее Дуки, в пяти километрах от реки Амгунь». Утром 3 октября летчики сбросили на парашютах резиновые сапоги, термосы с горячим какао, шоколад, помидоры и карту района.
Еще через сутки на парашютах спрыгнули спортивные комиссары, отвечающие за сохранность барографов - приборов, зафиксировавших беспосадочность полета, а также военврач.
Только 5 октября подошла к самолету Марина Раскова. 6 октября около 11 часов утра отряд спасателей и летчицы, оставив самолет до морозов на болоте, двинулись к реке Амгунь. Почти сутки пробирались по тайге, затем еще день на лодках до поджидавшего их катера.
Из села Керби вышел катер «Дальневосточный», который, дойдя до верховьев бурной Амгуни, подобрал женщин в тайге. Экипаж был доставлен в Комсомольск-на-Амуре, где сохранилась мемориальная плита на доме, в котором останавливались лётчицы.
В Хабаровске героических лётчиц чествовал весь город. По спецсвязи была устроена прямая телефонная линия с родственниками в радиоэфире.
Из Хабаровска в Москву следовали специальным поездом, увитым цветами, под гром оркестров. По всему пути следования их встречали толпы людей.
В ходе перелёта 24—25 сентября 1938 года (26 часов 29 минут) на самолёте АНТ-37 «Родина» экипаж в составе командира — В. С. Гризодубовой, второго пилота — П. Д. Осипенко, штурмана — М. М. Расковой совершил беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток, установив женский мировой авиационный рекорд дальности полёта протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км).
За выполнение перелёта и проявленные мужество и героизм В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко и М.М. Расковой 2 ноября 1938 года было присвоено звание Героев Советского Союза.
24 сентября 2023 года исполняется 85 лет со дня беспосадочного перелета летчиц В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко и М.М. Расковой по маршруту Москва-Дальний Восток. В честь этого события клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» проводит дни активности с 16.09.2023 г. по 24.09.2023 г. Учрежден диплом «Экипаж мечты», посвященный этому событию.
Приглашаются радиолюбители всех стран мира для проведения радиосвязей/наблюдений с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан» на диапазонах 1,8 - 28 MHz и УКВ.
Условия выполнения диплома «Экипаж мечты».
Связи на диплом засчитываются с 16.09.2023 г. по 31.12.2023 г.
Необходимое число очков, которое необходимо набрать для выполнения условий диплома – 85.
Порядок начисления очков:
- За QSO/SWL с молодежной коллективной радиостанцией клуба «Пятый Океан» R3RA- 5 очков.
- За QSO/SWL с радиолюбителями, членами клуба «Пятый Океан» - 3 очка.
- За проведение QSO/SWL на УКВ и диапазоне 160 м с радиолюбителями, членами клуба «Пятый Океан» добавляются 1 очко к выше перечисленным;
Повторные QSO разрешены только на разных диапазонах и разными видами излучения.
...
Читать дальше »