Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» с 21.06.2021 г. по 27.06.2021 г. проводит дни активности, посвященные 80-летию со дня подвига Николая Францевича Гастелло (23.04.1907 – 26.06.1941 гг.) - советского военного лётчика-бомбардировщика, Героя Советского Союза.
Николай Францевич Гастелло
родился 23 апреля 1907 года в г. Москва, в Российской Империи. Его отец - Франц Павлович Гастылло, родом из деревни Плужины (сейчас — Кореличский район Гродненской области, Белоруссия) работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге, мать — Анастасия Семёновна Кутузова, русская, была белошвейкой. В Москве фамилию Гастылло стали произносить на московский манер — «Гастелло».
В 1915—1918 гг. Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина (находилось по адресу: 2-я Сокольническая улица, дом 3; ныне в этом здании располагается Пушкинский филиал гимназии № 1530 «Школа Ломоносова»). В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву и в своё училище, где проучился до 1921 года. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра.
В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью Н.Ф. Гастелло окончил школу (ныне — средняя школа № 33). В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву и Николай поступил на работу на Первый государственный механический завод строительных машин имени 1 Мая. В 1930—1932 гг. Н.Ф. Гастелло жил в посёлке Хлебниково.
В мае 1932 года по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в 1-й военной авиационной школе пилотов в город Луганск, где проходил обучение до декабря 1933 года.
После окончания обучения Гастелло Н.Ф. был призван на службу в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону. Начав летать вторым пилотом на тяжёлом бомбардировщике ТБ-3, Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт, став командиром корабля.
В 1938 году, в результате реорганизации соединения, Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го тяжелобомбардировочного авиаполка. Участвовал в советско-финской войне 1939—1940 гг. и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь-июль 1940 года). Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служит Н.Ф. Гастелло, перебазируется к западным границам СССР, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н.Ф. Гастелло присвоено звание капитана.
Весной 1941 года Николай Гастелло в звании капитана, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф и был назначен командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации ВВС РККА.
24 июня 1941 Н.Ф. Гастелло был назначен командиром 2-й эскадрильи той же части. В этот день он огнём крупнокалиберного пулемёта со стрелковой турели стоящего на аэродроме ДБ-3ф сбил многоцелевой самолёт люфтваффе типа «Юнкерс-88».
26 июня 1941 года, то есть спустя всего четыре дня с момента начала войны, экипаж под командова-нием капитана Н.Ф. Гастелло в составе лейтенанта А.А. Бурденюка, лейтенанта Г.Н. Скоробогатого и старшего сержанта А.А. Калинина на самолёте ДБ-3ф вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии противника самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, что вызвало пожар на борту, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли. Экипаж Гастелло был интернациональным: Бурденюк — украинец, Калинин — ненец, Скоробогатый — русский, сам Гастелло — белорус.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года капитан Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.
Подвиг Н. Ф. Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а фамилия Гастелло — нарицательной. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими лётчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов.
Приказом министра обороны СССР капитан Н. Ф. Гастелло был навечно зачислен в списки лётного состава 2-й эскадрильи 194-го отдельного гвардейского Брянского Краснознамённого военно-транспортного авиационного полка.
Ныне имя героя носят улицы, парки и скверы во многих городах Белоруссии, России, Украины, Казахстана и Молдавии (Приднестровья).
26 июня 2021 года исполняется 80 лет со дня подвига Николая Францевича Гастелло- советского военного лётчика-бомбардировщика, Героя Советского Союза.
В честь этого события, отдавая дань памяти и уважения Николаю Францевичу Гастелло-, клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» проводит дни активности с 21.06.2021 г. по 27.06.2021 г. Учрежден диплом «Огненный таран экипажа Гастелло».
Приглашаются радиолюбители всех стран мира для проведения радиосвязей/наблюдений с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан»на диапазонах 1,8 - 28 MHz и УКВ.
Условия выполнения диплома «Огненный таран экипажа Гастелло».