Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» с 15.05.2021 г. по 23.05.2021 г. дни активности, посвященные 105-летию со дня рождения Алексея Петровича Маресьева (20.05.1916 – 18.05.2001 гг.) - советского военного лётчика-истребителя, Героя Советского Союза.
Алексе́й Петро́вич Маре́сьев родился в уездном городе Камышине Саратовской губернии (ныне – Волгоградская область) 7 (20) мая 1916 года. После окончания 8 классов школы в Камышине Маресьев окончил фабрично-заводское училище № 32 там же в Камышине в 1932 году, получив специальность токаря по металлу. В 1932 году начал свою трудовую деятельность токарем на Камышинском лесозаводе. Дважды подавал документы в лётное училище, но их возвращали, так как Алексей в детстве перенёс очень тяжёлую форму малярии, подорвавшую здоровье и приведшую к ревматизму. Тем не менее, поступил на заочный рабфак Московского авиационного института и учился там одновременно с работой.
В 1934 году Камышинский райком комсомола направил его на строительство авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимался в аэроклубе.
В октябре 1937 года призван на срочную службу в пограничные войска СССР. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде Тихоокеанского пограничного округа в городе Александровске-Сахалинском на острове Сахалине, где обслуживал стоявшие на вооружении отряда самолёты Р-5 и сменившие их И-15. В январе 1939 года был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в октябре 1939 года перевели в Батайск. Батайское авиационное училище им. А. К. Серова он окончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же в Батайске встретил Великую Отечественную войну.
В июле 1941 года направлен на Юго-Западный фронт в 296-й истребительный авиационный полк. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе города Кривого Рога.
В марте 1942 года был переведён в 580-й истребительный авиационный полк ВВС Северо-Западного фронта, где назначен командиром звена. В бою 1 апреля 1942 года открыл свой боевой счет, сбив транспортный самолёт Ю-52, а 4 апреля сбил в один день сразу два самолёта этого типа. 5 апреля 1942 года в районе «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт Як-1 был подбит. Маресьев сумел дотянуть самолёт до своей территории через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров. Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Первыми его заметили жители из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Из-за того, что лётчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), они из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого лётчика обнаружили мальчишки из той же деревни — Серёжа Малин и Саша Вихров. Дед Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.
Несколько дней колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая рядом с деревней приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьева отправили в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли.
В июне 1942 года за три сбитых немецких самолёта награжден орденом Красного Знамени.
В 1942 году Маресьева отправили в Куйбышев, где был специализированный госпиталь для больных с ампутированными конечностями. Здесь ему выдали протезы — грубые и тяжёлые, доставлявшие сильную боль при ходьбе. В госпитале Маресьева поставили на ноги и он начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами, а для окончательной реабилитации перевели в дом отдыха спецназначения № 1 (ныне — санаторий имени Чкалова).
В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР). В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт.
В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Его поддержал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.
19 июля 1943 года он одерживает первую победу после возвращения в строй — сбит пикирующий бомбардировщик Ju-87. 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-ой воздушной армии и всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и 3 сбитых немецких истребителя заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-ой Воздушной армии старший лейтенант Алексей Петрович Маресьев удостоен звания Герой Советского Союза (Золотая Звезда № 1102). С октября 1943 года воевал помощником командира 63-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе, затем стал штурманом этого полка.
В марте 1945 года А.П. Маресьев после ряда настойчивых пожеланий вышестоящего командования согласился перейти из боевого полка на должность инспектора-лётчика в управление вузов Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС РККА. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три до ранения и семь после.
Яркий героический образ летчика–истребителя А.П. Маресьева стал прототипом героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Алексея Мересьева (писатель изменил в фамилии лишь одну букву).
С июля 1946 года в запасе. С 1978 года – полковник запаса. Постоянно поддерживал себя в отличной физической форме (лыжи, коньки, велосипед, плавание). Установил личный рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут. Свои последние вылеты на самолёте (учебном По-2) Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной Войны и в послевоенное время за выдающиеся заслуги перед государством, большой вклад в укрепление мира и сотрудничества между народами и большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения А.П. Маресьев был награжден многочисленными орденами и медалями.
А.П. Маресьев был назван почётным гражданином городов Камышина Волгоградской области, Стара-Загора, Болгария, города Комсомольска-на-Амуре, города Батайска Ростовской области, города Орла.
А.П. Маресьев скончался 18.05.2001 года от инфаркта, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Ныне имя героя носят улицы в посёлке Ибреси Чувашской Республики, в городах Актюбинске, Ташкенте, Горно-Алтайске, Чернигове и других городах.
20 мая 2021 года исполняется 105 лет со дня рождения Алексея Петровича Маресьева - советского военного лётчика-истребителя, Героя Советского Союза.
В честь этого события, отдавая дань памяти и уважения Алексею Петровичу Маресьеву - настоящему человеку, клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» проводит дни активности с 15.05.2021 г. по 23.05.2021 г. Учрежден диплом «Память о Настоящем Человеке».
Приглашаются радиолюбители всех стран мира для проведения радиосвязей/наблюдений с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан»на диапазонах 1,8 - 28 MHz и УКВ.
Условия выполнения диплома «Память о Настоящем Человеке»
Связи на диплом засчитываются ... Читать дальше »