Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» с 01.04.2021 г. по 04.04.2021 г. проводит Дни активности, посвященные 115-летию со дня рождения Александра Сергеевича Яковлева (01.04.1906 г. – 22.08.1989 г.), советского авиаконструктора, создателя самолётов серии ЯК, дважды Героя Социалистического Труда, генерал-полковника авиации, академика АН СССР, десятикратного кавалера ордена Ленина, шестикратного лауреата Сталинской премии, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР.
Александр Сергеевич Яковлев родился 1 апреля 1906 года в Москве. Уже в школе у него проявился интерес к технике и в частности, к авиации. В 1921 году построил летающую модель планера и успешно испытал её в школьном зале. В школе нашлись и другие энтузиасты, и в 1922 году Александр организовал авиамодельный кружок.
Не бросая школы, в 1919-1922 годах работал курьером, затем учеником в архиве, секретарем начальника отдела в Главтопе — организации, распределявшей все виды топлива. В августе 1923 году, после окончания школы, организовал первую в городе Москве школьную ячейку Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). Энтузиасты авиации, а их в школе набралось около 60 человек, строили модели, а потом приступили к изготовлению планера.
В 1924 году Александр Сергеевич Яковлев, 18-летний моторист лётного отряда Академии Воздушного Флота (АВФ) имени Н.Е. Жуковского, построил свой первый летательный аппарат — планер АВФ-10, который поднялся в воздух 15 сентября 1924 года. А 12 мая 1927 года поднялся в воздух первый самолёт АИР-1 конструкции А.С. Яковлева. Этот день считается датой рождения ОКБ. В июле 1927 года на АИР-1 был установлены первые советские мировые рекорды — дальности (1420 километров) и продолжительности (15 часов 30 минут) полёта.
А.С.Яковлев был зачислен слушателем в Военно-воздушную академию вне конкурса. Во время учебы в Академии не переставал заниматься постройкой самолётов. В 1927-1931 годах под его руководством было создано 8 типов самолётов — от АИР-1 до АИР-8, один из которых (АИР-6) строился большой серией.
В 1931 году, по окончанию учебы в академии, поступил инженером на авиазавод №39 имени Менжинского, где в августе следующего года организовал группу лёгкой авиации — свое будущее конструкторское бюро. Группа энтузиастов, работавшая под руководством А.С. Яковлева, добилась признания и в январе 1934 года была переведена из ОСОАВИАХИМа в государственную авиапромышленность как самостоятельное конструкторско-производственное бюро, вскоре ставшее заводом № 115.
Первый самолёт, созданный на новом месте, АИР-9, осенью 1934 года был показан на Парижском авиационном салоне. Позднее на его базе был создан самолёт УT-2 первоначального обучения для лётных школ ВВС и аэроклубов, выпускавшийся в 1938-1948 годах. В 1935 году А.С.Яковлев стал главным конструктором. В последующие годы в ОКБ было создано еще несколько легких спортивных самолетов: УТ-1, АИР-11 и АИР-12.
В 1939 году ОКБ построило свою первую боевую машину — двухмоторный бомбардировщик ББ-22 (Як-2 и Як-4), скорость которого превышало скорости лучших истребителей того времени. Як-2 и Як-4 строились серийно, но по сути оказались конструкторским провалом Яковлева, из-за конструктивных особенностей эти машины встретили Великую Отечественную войну пратически небоеспособными. В января 1940 года одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке
13 января 1940 года поднялся в воздух истребитель И-26 (прототип Як-1). Самолет получил высокую оценку, а главный конструктор стал одним из первых Героев Социалистического Труда.
В годы Великой Отечественной войны на основе Як-1 были созданы Як-7 (1941 г.), Як-9, Як-3 (1943 г.) и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций — всего было выпущено более 30 тысяч самолетов. Они составляли две трети выпущенных в период войны истребителей. Каждый «як» имел ряд модификаций, отличающихся лучшими характеристиками. Замена в конструкции древесины на металл, улучшение аэродинамики позволили увеличить скорость полета. У последней модификации Як-3 она была до 720 км/ч, он же был самым легким истребителем Второй Мировой войны. Усиливалось вооружение, от 20 мм пушек на Як-1 до 37 мм и 45 мм на Як-9. Увеличивалась дальность полета, до 2200 км у Як-9ДД. До июля 1946 года А.С.Яковлев, руководя ОКБ, одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке (в 1946 году — заместителем министра по общим вопросам). Генерал-майор инженерно-авиационной службы (10.11.1942 г.). Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (27.12.1943 г.).
С 1956 года и до выхода на пенсию А.С.Яковлев — генеральный конструктор ОКБ. В послевоенный период произошло перевооружение авиации реактивной техникой. Истребитель Як-15 стал первым реактивным самолетом, поступившим на вооружение в СССР. За ним последовали Як-17УТИ, Як-23, Як-25 — первый советский всепогодный перехватчик, высотный Як-25РВ, первый сверхзвуковой разведчик Як-27Р, семейство сверхзвуковых самолетов Як-28, включая первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик. Поступили на вооружение десантные аппараты — планер Як-14 и вертолет Як-24 — самый грузоподъемный в мире в 1952-1956 годах.
Наряду с боевыми самолетами яковлевское ОКБ выпускало технику и гражданского назначения. Было создано целое поколение легкомоторных самолетов: учебно-тренировочные Як-11 и Як-18, многоцелевой Як-12, первые в СССР реактивные учебно-спортивные самолеты Як-30 и Як-32 . Выступая с 1960 года на Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС и Як-50 советские летчики неоднократно завоевывали первые места на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу.
С 1968 года перевозит пассажиров Як-40 — единственный советский самолет, сертифицированный по западным нормам летной годности и закупавшийся Италией, ФРГ и другими странами. Позднее, создан 120-местный Як-42, отличавшийся высокой экономичностью.
В 1967 году на параде в Домодедово демонстрировался первый советский самолет вертикального взлета и посадки Як-36, а с 1976 года на вооружении крейсеров класса «Киев» поступали боевые самолеты вертикального и короткого взлета и посадки Як-38 — первые в мире палубные СВВП.
21 августа 1984 года А.С.Яковлев вышел на пенсию в возрасте 78 лет. Всего под его руководством было создано свыше 200 типов самолетов, из них более 100 серийных, на которых в разное время было установлено 86 мировых рекордов.
За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм Яковлев Александр Сергеевич награждён двумя золотыми медалями «Серп и Молот» с присвоением звания Герой Социалистического Труда дважды, 10 орденами Ленина; орденами Октябрьской Революции, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красного Знамени; орденами Суворова 1-й и 2-й степени; двумя орденами Отечественной войны 1-й степени. Александр Сергеевич является шестикратным лауреатом Сталинской премии, лауреатом Ленинской премии и лауреатом Государственной премии СССР.
Умер 22 августа 1989 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
01 апреля 2021 года исполняется 115 лет со дня рождения этого легендарного авиаконструктора – «отца советских «ястребков».
Отдавая дань памяти и уважения Александру Сергеевичу Яковлеву, клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» проводит дни активности с 01.04.2021 г. по 04.04.2021 г., учрежден диплом «Отец советских «ястребков», посвященный этому событию.
Приглашаются радиолюбители всех стран мира для проведения радиосвязей/наблюдений с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан»на диапазонах 1,8 - 28 MHz и УКВ.
Условия выполнения диплома «Отец советских «ястребков».
Связи на диплом засчитываются с 01 апреля 2021 по 31.12 2021 года.