Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова (ЛИИ) - аэродром и научный центр, расположенный в г. Жуковском Московской области.
Основная взлётно-посадочная полоса (ВПП-4) является самой длинной в Европе. Её длина составляет 5403 метра, забетонированная площадь - 2,5 млн. кв. м.
ВПП ЛИИ была одним из вариантов места посадки космического корабля «Буран», а также использовалась для отработки его технологий на аэродинамических моделях "Бурана", в том числе в натуральную величину.
С 1992 года ежегодно принимает авиавыставки, раз в два года (по нечетным) проводится Международный авиационно-космический салон «МАКС».
На аэродроме, помимо испытательной авиации, базируется авиация МЧС.
В 1930-е происходил бурный рост советской авиационной промышленности и опытного самолетостроения. 8 марта 1941 создан Лётно-исследовательский институт (ЛИИ), в соответствии с постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б), на базе ряда подразделений ЦАГИ. Первым начальником ЛИИ был назначен шеф-пилот ЦАГИ Герой Советского Союза Михаил Михайлович Громов. По инициативе М. М. Громова приказом министра авиационной промышленности от 20 октября 1947 в ЛИИ была создана школа лётчиков-испытателей. Выпускники ШЛИ стали ведущими лётчиками.
В 1960—1961 годах в г. Жуковском в одном из филиалов института, в лаборатории № 47, готовились к первому полёту в космос шестеро первых кандидатов в космонавты, так называемая «гагаринская шестёрка»: Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский. Тренировки космонавтов выполнялись в кабине тренажёра космического корабля «Восток-3А», созданного специалистами филиала института под руководством Сергея Григорьевича Даревского (впоследствии удостоенного Ленинской премии 1966 года). Программой подготовки руководил знаменитый лётчик-испытатель Герой Советского Союза Марк Лазаревич Галлай. Сдача первого выпускного экзамена проходила 17—18 января 1961 года. Первая часть экзамена проходила в кабине космического корабля «Восток», после экзамена на тренажёре будущий космонавт в течение 40-50 минут докладывал приёмной комиссии о работе на космическом корабле в штатных и нештатных ситуациях, отвечал на вопросы (оценки «отлично» получили Гагарин, Титов, Николаев и Попович, «хорошо» — Нелюбов и Быковский). На следующий день экзамены продолжились на военном аэродроме Чкаловский. 25 января 1961 года приказом Главкома ВВС все члены группы были зачислены на должности первого отряда космонавтов.
В конце 1960-х годов была начата масштабная программа авиакосмического перехватчика Спираль, в которой институту отводилась важная роль в исследовании и отработке новых технологий и прототипов. Программа не была полностью реализована, но полученный научно-технический задел нашел своё применение в начатых в 1977 году работах по программе «Энергия — Буран».
В 1979 г. для работы с «Бураном» была создана группа лётчиков-испытателей ЛИИ, преобразованная в 1981 году в Отраслевой комплекс подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ) во главе с И. П. Волком. Кроме него в первый состав этого отряда лётчиков-испытателей «Бурана» вошли: А. С. Левченко, Р. А. Станкявичюс и А. В. Щукин, которые успешно справились с поставленной перед ними задачей.
Сегодня Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова является уникальным научным центром, аналогов которому нет в мире, и служит для решения наиболее актуальных проблем авиации и космонавтики методами научного эксперимента на летающих лабораториях, моделях, экспериментальных, опытных и серийных самолетах.
Основными направлениями деятельности института являются:
- Проведение прикладных научно-исследовательских работ, в том числе летных, в обеспечение создания новой авиационной техники и решения проблемных вопросов ее разработки, испытаний и эксплуатации.
Фундаментальные лётные исследования - заключительное звено в цепи обычной технологии испытаний в авиационной науке (расчет, математическое моделирование, наземные стенды, летные исследования). Непосредственное участие в оценке свойств и характеристик новой авиационной техники в процессе ее разработки и испытаний. Именно их резу
...
Читать дальше »