Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» с 24.10.2020 г. по 01.11.2020 г. проводит дни активности, посвященные 95-летию со дня рождения Генриха Васильевича Новожилова, генерального конструктора ОКБ им. Ильюшина, дважды Героя Социалистического труда (27 октября 1925 года).
Генрих Васильевич Новожилов родился 27 октября 1925 года в Москве в семье военнослужащих, в Машковом переулке (ныне улица Чаплыгина), близ Чистых прудов. Детство его прошло в большой коммунальной квартире, где несколько семей жили дружно, оказывая друг другу поддержку в сложных ситуациях. Атмосфера непростой предвоенной жизни и общение с соседями стали для мальчика первой жизненной школой. А внимание соседа «дяди Шуры» Синицына, который работал в гражданской авиации, носил красивую форму, умел мастерить модели и собирал литературу «про самолеты», в значительной степени определило раннюю любовь мальчика к авиации. Генрих, как и все его сверстники, восхищенный выдающимися перелетами Чкалова, Громова и Коккинаки, стремился в летчики.
В Великую Отечественную войну до августа 1942 года был в эвакуации в Пензе, там закончил девять классов. Вернувшись в Москву, работал на кафедре физики Московского авиационного института (МАИ), а с 1943 года — студент самолётостроительного факультета МАИ.
Читавшие лекции на факультете профессора И.И. Артоболевский, А.Н. Журавченко, А.К. Мартынов, И.В. Остославский были крупными специалистами — каждый в своей области. Но главным учителем Генриха Новожилова стал Сергей Владимирович Ильюшин.
Весной 1948 года, сдав сессию на «отлично», Генрих Новожилов старостой группы из 10–12 студентов был направлен на преддипломную практику в ОКБ № 240, которым и руководил создатель легендарного «летающего танка» С.В. Ильюшин.
С 1949 года, окончив МАИ, работал в ОКБ С. В. Ильюшина. Непрерывное общение с опытными инженерами, изучение нюансов конструирования позволяли быстро «расти»: вскоре Новожилов стал конструктором III категории, затем — II и I. Довольно быстро вовлекся он и в общественную работу — стал секретарем комсомольской организации ОКБ, вступил в КПСС. Словом, Генрих Новожилов становился довольно заметной фигурой в ильюшинском коллективе.
На постройке опытной машины Ил-54 Г.В. Новожилов был назначен ведущим инженером по фюзеляжу и средствам спасения. Работа его сосредоточилась на опытном производстве, и это, конечно, было везением, так как далеко не каждому конструктору выпадает проектировать самолет и участвовать затем в его строительстве. Пребывание в должности ведущего инженера непосредственно в цехах опытного завода позволило обрести поистине неоценимый опыт практического овладения процессом выпуска самолета.
В 1956—1958 годах Новожилов — заместитель главного конструктора Ил-18, в 1964 году — первый заместитель генерального конструктора, руководил организацией серийного производства Ил-62, за что с группой работников ОКБ стал лауреатом Ленинской премии 1970 года.
В июле 1970 года С.В. Ильюшин по состоянию здоровья вышел на пенсию. По его рекомендации на должность Генерального конструктора ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела» распоряжением Совета министров СССР назначен Г.В. Новожилов.
К этому моменту Новожилов почти три года фактически руководил ОКБ-240. В эти годы был принят на вооружение противолодочный четырехмоторный Ил-38, совершил первый полет самолет оперативно-тактической авиационной разведки Ил-20, начались летные испытания пассажирского Ил-62М, ВПК приняла решение о разработке реактивного штурмовика Ил-102.
Без благословения Ильюшина Генрих Васильевич едва ли отважился на разработку подобной машины. В долгом разговоре по передаче дел Ильюшин сказал ему тогда: «Тебе придется совсем забыть о личной жизни, если хочешь, чтобы появлялись самолеты. Это — первое. Второе: слава — вещь достаточно обременительная. И главное — тебе будут предлагать и другие должности, станут делать разные предложения. Ты мне должен обещать, что в этих случаях ты не бросишь ОКБ!»
Обещание свое Новожилов сдержал!
В работе над Ил-76 Г.В. Новожилов реализовал весь личный опыт. Как конструктора нового поколения его отличало желание шире применять научные методы в решении сложных проблем. Расчеты при проектировании были тщательно выполнены с использованием ЭВМ. Не останавливаясь на всех особенностях конструкции этого самолета, разработанных лично Новожиловым, следует отметить мощную механизацию крыла, предкрылки и впервые примененные трехщелевые раздвигающиеся закрылки, оригинальное шасси, обеспечивающее эксплуатацию с грунтовых аэродромов, систему управления с автономными бустерами и другие новаторские решения.
Ил-76 впервые взлетел с Центрального аэродрома города Москвы 25 марта 1971 года, а в 1976 году был принят на вооружение ВВС. На основе этого не имеющего аналогов в мире, самолета были созданы многочисленные модификации: заправщик Ил-78, самолет для тренировки космонавтов в невесомости Ил-76К, поисково-спасательный «Дрейф», медицинский «Скальпель», самолет для пожаротушения, самолет дальней радиолокационной разведки А-50.
После ухода академика С.В. Ильюшина на пенсию, с 28 июля 1970 года — генеральный конструктор ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела». В 1984 году Новожилова избрали действительным членом Академии наук СССР по отделению механики и процессов управления. Под руководством Генриха Васильевича созданы такие самолёты, как Ил-76, Ил-86, Ил-96-300 и Ил-114. Затем работа генеральным конструктором, председателем Совета директоров, главным советником генерального директора ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина». В последнее время — Почётный Генеральный конструктор ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина»
В течение 35 лет Г.В. Новожилов возглавлял компанию «Ильюшин» как блестящий продолжатель своего учителя, великого авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина. Успехи компании на отечественном и мировом рынках авиации во многом связаны с именем Новожилова. Это имя широко почитаемо в среде военной и гражданских авиаторов, а миллионы пассажиров, летая на самолетах, созданных под руководством Генриха Васильевича, благодарны ему за комфорт и безопасность.
В декабре 2005 года, учитывая, что ему исполнилось 80 лет, Генрих Васильевич подал заявление об освобождении его от должности генерального конструктора. С января 2006 года он продолжил работу в качестве главного советника генерального директора по науке.
Генрих Васильевич Новожилов умер 28.04.2019 года.
Г.В. Новожилов — дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии (1970), премии Правительства Российской Федерации, премии Людвига Нобеля, премии Москвы «Легенда века», премии А.Н. Косыгина, заслуженный конструктор Российской Федерации, президент Академии наук авиации и воздухоплавания, доктор технических наук, профессор. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, орденом «Знак Почёта», медалями, в том числе золотой медалью имени А.Н. Туполева.
Международным Объединенным Биографическим Центром признан «Человеком века» (2003).
27 октября 2020 года исполняется 95 лет со дня рождения Генриха Васильевича Новожилова. Отдавая дань памяти и глубокого уважения, клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» с 24.10.2020 г. по 01.11.2020 г.проводит дни активности, посвященные этому замечательному человеку. Советом клуба «Пятый Океан» учрежден Диплом «Генрих Новожилов».
Приглашаются радиолюбители всех стран мира для проведения радиосвязей/наблюдений с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан» на диапазонах 1,8 - 28 MHz и УКВ.
Положение о Дипломе «Генрих Новожилов».
Связи на диплом засчитываются с 24 октября 2020 года по 31 декабря 2020 года.
Соискателям диплома необходимо с 24 октября 2020 года по 31 декабря 2020 года набрать 95 очков.
Порядок начисления очков:
- За QSO/SWL с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан», работающими позывным …/AM – 5 очков;
- За QSO/SWL с почетными членами клуба «Пятый Океан»: