Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» с Международный клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» с 22.08.2020 г. по 30.08.2020 г. проводит дни активности, посвященные 105-летию со дня рождения Бориса Феоктистовича Сафонова, лётчика-истребителя морской авиации Военно-воздушных сил Северного флота, первого дважды Героя Советского Союза.
Сафонов Борис Феоктистович (26.08.1915 — 30.05.1942) — лётчик-истребитель морской авиации Военно-воздушных сил Северного флота. Он первый из тех, кому дважды было присвоено звание Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне, лучший советский ас 1941-1942 г.г.
Родился в селе Синявино, ныне Плавского района Тульской области, 26 августа 1915 г. в крестьянской семье. Русский.
Окончив с отличием семилетку, поступил в Тульскую железнодорожную школу ФЗУ, в 1930 году вступил в комсомол, занимался в планёрной школе. В числе лучших курсантов был зачислен в школу Осоавиахима, которая впоследствии была переименована в Тульский аэроклуб. Именно там формировались необходимые для пилота качества — самостоятельность, уверенность в своих силах, выдержка и дисциплинированность. Сафонов попал в группу инструктора Валентины Степановны Гризодубовой, ставшей впоследствии Героем Советского Союза и вписавшей немало славных страниц в историю советской авиации.
Впервые Борис взялся за ручку самолета У-2 и на разборе удостоился похвалы инструктора: «Молодец!» Одним из первых Борис Сафонов вылетел самостоятельно — удивляться этому не приходится: сама незаурядная летчица, Валентина Степановна заметила в Борисе то, что называется талантом.
В августе 1933 года после успешного окончания аэроклуба, Сафонов направился учиться в 1-ю военную школу лётчиков им. А. Ф. Мясникова (Кача).
После окончания школы в ноябре 1934 года, в девятнадцать лет, Борис Сафонов стал летчиком-истребителем. По технике пилотирования, воздушной стрельбе и знанию материальной части Сафонов получил высшую оценку. Кроме того, в характеристике было отмечено, что он обладает быстрой реакцией в воздухе, находчив, сообразителен и в достаточной степени инициативен. Пожалуй, несколько слов из этой характеристики передают всю сущность летного характера Сафонова: «Любит воздушный бой». Сафонов был зачислен лётчиком в 7-ю отдельную авиационную эскадрилью им. Дзержинского 2-й авиабригады Белорусского военного округа (позднее — 106-я истребительная авиаэскадрилья им. Дзержинского, а затем 15-й истребительный авиаполк им. Ф. Э. Дзержинского). Когда встал вопрос о выборе дальнейшего места службы, Сафонов сразу же записался на Север и в конце декабря 1939 года в составе 2-й авиаэскадрильи 15-го ИАП прибыл на Северный флот. Эскадрилья вошла в состав недавно сформированного 72-го смешанного авиационного полка ВВС СФ, где молодой лейтенант Сафонов был назначен на должность командира звена 1-й истребительной эскадрильи, летавшей на самолётах И-15бис.
Стремление улучшить качество пилотирования самолётов и меткость стрельбы, размышления над тактикой действий истребителей позволили Сафонову ещё перед войной выработать основные правила воздушного боя. Он, например, уже тогда считал лучшей истребительной единицей — пару самолётов, а звено должно состоять из четырех самолетов. Последующие бои Великой Отечественной войны показали, насколько был прав Сафонов.
Великую Отечественную войну Б.Ф. Сафонов встретил командиром эскадрильи 72-го смешанного авиационного полка Северного флота, в котором ни одно боевое задание не выполнялось без непосредственного участия её командира. Войну летчики полка начали на устаревших истребителях И-16 (летая на этих машинах, Сафонов совершил 109 боевых вылетов, и сбил 17 самолетов противника). На левом борту фюзеляжа своего И-16 (бортовой № 11), Сафонов Б.Ф. вывел крупными буквами — «За Сталина!», а на правом — «Смерть фашистам!».
Свою первую победу Сафонов одержал вечером 24 Июня 1941 года. Вылетев на своем И-16 на перехват разведывательного Ju-88 (опознанного как Не-111), он после долгой погони атаковал его и сбил. Это был первый немецкий самолёт, сбитый лётчиками североморской авиации.
В воздухе для Сафонова не было мелочей — всё было подчинено достижению победы. Для сокращения времени взлета по тревоге он даже срезал пряжки со шлема, пришив вместо них кнопки от парашютных ранцев, и то же самое заставил сделать своих товарищей. В небе он никогда не летал по прямой. Его юркий И-16 то уходил вниз, лавируя между сопками, то круто взмывал вверх. Такие же пируэты приходилось выписывать и его ведомым. С каждым боем он продолжал совершенствовать истребительную тактику. Его группа, как правило, делилась на две части, одна из которых атаковала бомбардировщики, а другая связывала боем вражеские истребители.
14 июля 1941 года Борис Сафонов получил первую награду — орден Красного Знамени. К 28 августа на счету капитана Сафонова было уже 10 побед, и его представили к званию Героя Советского Союза. Среди сбитых им были: He-111, 5 Ju-88, 2 Hs-126, Ju-87 и Bf-109.
15 сентября 1941 года семерка истребителей под его командованием, вступает в схватку с превосходящими почти в 8 раз силами противника, уничтожает 13 вражеских самолетов, не потеряв ни одного своего. Сафонов лично сбивает 3 самолёта (Bf-110, Ju-87 и Hs-126).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1941 года, за героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, командиру эскадрильи 72-го сап ВВС Северного флота капитану Б.Ф. Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 533).
К моменту опубликования данного Указа, на счету лётчиков эскадрильи было около 50 воздушных побед, из них 16 — на счету её командира.
В сентябре 1941 года, когда на аэродроме, где базировалась «сафоновская эскадрилья», обосновались английские лётчики 151 авиакрыла Королевских ВВС Великобритании на истребителях «Харрикейн». Отличная лётная подготовка позволила Сафонову первым на Северном флоте освоить новый истребитель всего после дня его изучения вместе с британским комэском Миллером. А спустя всего 10 дней эти машины освоили и другие лётчики эскадрильи. Англичанин Хуберт Гриффит вспоминал позднее:
«Это был более чем способный пилот, выдающийся стрелок, как позднее выяснилось в соревнованиях по стрельбе из пистолета. Сафонов был типичным русским, коренастым, солидным, методичным и неторопливым… Когда Сафонов взлетел на «Харрикейне», всё перед этим проверив, он продемонстрировал прямой взлет, набрал высоту 1500 футов и начал первый разворот. Его посадка была соответствующей — сделал 2 или 3 аккуратных круга и показательно приземлился…»
Почерк аса к тому времени стал вполне определенным: по возможности неожиданное и скрытое сближение с противником, затем атака на максимальной скорости и открытие прицельного огня по кабине или жизненно важным агрегатам самолета с дистанции не более 100 метров. «Наблюдательность, быстрая реакция, умение мгновенно принять правильное решение — главные качества летчика-истребителя», — считал Сафонов.
24 октября 1941 г. майор Сафонов Б.Ф. был назначен командиром нового 78-го ИАП СФ. Командующий ВВС наделил Сафонова правом подбирать летчиков по собственному усмотрению. В полк были направлены 8 бывших инструкторов, имевших хорошую летную подготовку. Вооружение полка составили 27 «Харрикейнов».
Он увеличивает счёт сбитых вражеских самолетов, и за один месяц — с 22 декабря 1941 года по 22 января 1942 года награждается вторым и третьим орденами Красного Знамени.
Командирские обязанности внесли существенные коррективы в его фронтовую жизнь. Летать на задания приходилось меньше, посвящая время планированию воздушных операций и тщательному руководству ими. Особенное внимание уделяет он воспитанию молодых летчиков; зачастую сам вылетает с ними на боевое задание. Среди тех, кто обязан своим становлением Сафонову, известные асы Н. Бокий, В. Покровский, П. Климов, П. Орлов, З. Сорокин, П. Сгибнев, Н. Диденко (13 из них — Герои СССР).
В марте 1942 г. Сафонов вместе с А. Коваленко, А. Кухаренко и Т. Тумановым были награждены английским орденом «Ди-Эф-Си» — «Крестом за Летные Заслуги».
20 марта 1942 года подполковника Б.Ф. Сафонова назначают командиром полка, в составе которого начинал воевать, полк к тому времени стал гвардейским — 2-м гвардейским смешанным авиаполком ВВС СФ, и Сафонов принял его гвардейское знамя. Он меньше летает, отдавая много времени руководству боевой деятельности части и организационно-хозяйственным делам. Полк стал вооружаться американскими самолетами «Киттихаук» Р-40. Командир пол
...
Читать дальше »
Категория:
Дипломы
|
Просмотров:
260
|
Добавил:
R5GM
|
Дата:
21.08.2020
|
|
Сеть информационных центров по атомной энергии совместно с газетой «Страна Росатом» при поддержке Союза Радиолюбителей России (СРР) с 22 августа по 03 сентября 2020 года проводят дни активности, посвященные 75-летию отечественной атомной промышленности.
В рамках дней активности будет работать специальный позывной RA75RA.
Для активных участников учрежден диплом, с правилами получения которого можно ознакомится на сайте RA75RA.RU.
75 лет опережая время
75 лет назад атомной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки закончилась Вторая мировая война. Тогда человечество вынужденно выучило сложный и болезненный урок своей истории. Стало понятно, что еще один глобальный конфликт может стать последним для всей планеты.
20 августа 1945 года было принято решение сформировать Первое главное управление при Совнаркоме СССР для руководства работами по атомному проекту, призванному разрушить ядерную монополию США. Так началась история атомной промышленности СССР, сумевшей поставить решение сложнейших оборонных задач на службу гуманистическим целям.
Уже через год была получена первая в Европе и Азии управляемая цепная реакция на реакторе Ф-1, через два года – построен первый промышленный ядерный реактор А. Успешное испытание заряда первой советской атомной бомбы РДС-1 было проведено в августе 1949 года. Достигнутый благодаря советскому атомному проекту ядерный паритет стал страховкой от повторения мировой военной катастрофы, и ученые получили возможность направить могучую энергию атома в мирное русло.
Идею гражданского применения ядерной энергии выдвигали многие отцы-основатели атомного проекта, в первую очередь Игорь Курчатов – научный руководитель советской ядерной программы. Первые в мире атомная электростанция, токамак, атомный ледокол – это главные вехи лишь первых 15 лет жизни отечественного атомпрома.
В 1953 году было сформировано Министерство среднего машиностроения СССР – ведомство, которое приступило к системному развитию всей атомной индустрии, а в 1957 году Минсредмаш возглавил Ефим Павлович Славский. Легендарный министр руководил отраслью почти 30 лет. В эти годы началось создание атомного флота, развернулось строительство атомных станций на территории Советского Союза и за рубежом. В целом при участии специалистов СССР и России в мире построено более 70 блоков АЭС.
Минсредмаш за короткие сроки создал множество новых предприятий и научных организаций, построил десятки атомных городов. Отечественные атомщики в рекордные сроки создали уникальную отрасль, настоящую фабрику технологий. Их разработки с 1950-х годов широко используются для блага людей во многих отраслях промышленности – машиностроительной, химической, нефтегазовой, авиастроительной, сельскохозяйственной, легкой, медицинской, пищевой и других, помогая решать самые разнообразные задачи. «В моем министерстве своя Академия наук: академиков – 24, докторов наук – 670, кандидатов – 4,5 тысячи. Грандиознейшее хозяйство!», - любил говорить Ефим Славский.
Конец XX века оказался для отрасли, как и для всей страны, нелегким периодом стагнации. Однако главным итогом стало то, что атомную промышленность удалось сохранить. Преемником Минсредмаша стал Росатом, поставивший цель многократно преумножить то, что создали великие отцы-основатели атомной отрасли.
В 2007 году указом Президента РФ В.В. Путина была учреждена Госкорпорация «Росатом», которая консолидировала предприятия атомпрома. Сегодня в составе Росатома более 300 предприятий, на которых работают более 270 тыс специалистов. Госкорпорация присутствует более чем в 50 странах мира. Росатом – мировой лидер по количеству строящихся энергоблоков АЭС, в его зарубежном портфеле – 36 проектов блоков в 12 странах.
Каждая пятая лампочка в России горит благодаря атомной энергетике: это обеспечивают 38 ядерных реакторов на 11 российских АЭС. Росатом отвечает за развитие инфраструктуры новой международной транспортной артерии – Северного морского пути, эксплуатирует единственный в мире атомный ледокольный флот. Российские атомщики сооружают инновационные энергоблоки АЭС поколения 3+, отвечающие самым современным требованиям безопасности, создают мощнейшие ускорители и лазерные установки, производят изотопы для ядерной медицины и сверхпроводники для исследования термоядерного синтеза. Укрепляя и развивая технологическое лидерство, Росатом работает для всей страны, повышая качество жизни людей, развивая территории, создавая новые рабочие места.
«Мы должны знать в пять, в десять раз больше того, что мы делаем сегодня», – любил повторять один из отцов-основателей атомной отрасли Юлий Харитон. Этот принцип вошел в историю отрасли как «критерий Харитона» и до сих пор остается главной чертой атомщиков.
Чтобы сохранить и приумножить уникальные знания, Росатом ежегодно направляет десятки миллиардов рублей на финансирование научных исследований и разработок. Инновации Госкорпорации «Росатом» широко применяются во многих высокотехнологичных отраслях, например, для исследования космоса и создания квантовых компьютеров.
Следуя традициям предшественников, Росатом и сегодня работает на опережение, развивая самые передовые направления, которые будут востребованы человечеством в будущем – это технологии двухкомпонентной энергетики и атомные станции малой мощности, суперкомпьютеры и суперлазеры, композитные материалы и 3D-принтеры, ветропарки и накопители энергии. Портфель заказов Госкорпорации по новым продуктам в 2019 году достиг почти 1,2 трлн рублей.
Лидерство в сфере высоких технологий внутри страны, устойчивые позиции на международном рынке позволяют Госкорпорации «Росатом» уверенно смотреть вперед, отвечая на главные вызовы современности.
Стратегия Росатома основана на глобальных приоритетах, которые сформулированы ООН в виде Целей устойчивого развития. Деятельность госкорпорации нацелена одновременно на экономический рост, социальные улучшения и охрану окружающей среды. Это не только вклад в безуглеродную генерацию энергии, но и формирование инфраструктуры, развитие науки, совершенствование человеческого капитала.
То, что в советское время называли социальной ответственностью, остается частью нашего кода, — говорит генеральный директор Росатома Алексей Лихачев. — Причем это проявляется во всем. И в наших атомных городах, где Росатом берет на себя ответственность не только за производственный процесс, но и за развитие территорий, социальную сферу — начиная с детсадов, школ и медицины и заканчивая борьбой с пандемией. И в мире в целом: являясь глобальной компанией, мы ориентируемся на мировую повестку дня, поэтому в новой стратегии Росатома на 2020–2030 годы прописано следование Целям устойчивого развития ООН. Это новая мировая стратегия развития, в центре которой стоят интересы человека, а не отдельных корпораций, политических или бизнес-элит. Для нас неразделимы бизнес-задачи и вклад в развитие общества, страны, наших городов и конкретного человека.
Справочная информация
Росатом занимает:
1-е место в мире по обогащению урана;
2-е место в мире по объему разведанных запасов урана;
3-е место в мире по фабрикации ядерного топлива (16% мирового рынка).
Более ⅓ потребляемой в мире обогащенной урановой продукции производит Росатом.
16% занимает Росатом на мировом рынке ядерного топлива (каждый 6-й реактор в мире работает на топливе, произведенном Росатомом).
14% мировых АЭС используют оборудование машиностроительного дивизиона Росатома.
19% всей электроэнергии в России производится на АЭС.
4,3 доллара для ВВП страны приносит каждый доллар, вложенный в строительство АЭС.
Работа всех АЭС в России только за 2019 год позволила предотвратить свыше 100 млн тонн выбросов парниковых газов в эквиваленте СО2 .
Подробнее: https://ra75ra.ru
...
Читать дальше »
Категория:
Мероприятия
|
Просмотров:
290
|
Добавил:
R5GM
|
Дата:
21.08.2020
|
|
Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан», продолжая программу "Мемориал памяти погибших Авиаторов" 22 августа 2020 года проводит Акцию Памяти с места трагической гибели Героя Российской Федерации, Заслуженного военного летчика
Российской Федерации, командира авиационной пилотажной группы «Русские Витязи», гвардии полковника Игоря Валентиновича Ткаченко.
Игорь Валентинович Ткаченко родился 26 июля 1964 года в поселке Венцы-Заря, Краснодарский край. Позднее, вместе с родителями переехал в город Тында, где окончил среднюю школу №7. В 1985 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков имени Чкалова.
Непосредственно после завершения обучения, Ткаченко проходил службу в качестве летчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года, пилот служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы освоил самолеты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-35. Налетал на данных типах воздушных судов более 2300 часов. Так же, летчик владел техникой пилотирования иностранных воздушных судов, таких как «Мираж 2000» и F-16.
Высшим пилотажем, Игорь Ткаченко занимался с 1989 года. В основной состав авиационной пилотажной группы «Русские Витязи», опытный пилот вошел в 1993 году.
Мастер одиночного и группового пилотажа, выполнял сложные фигуры на предельных режимах истребителя СУ-27: «повороты на горке», проходы на скорости менее 170 км/ч. В 2000 году, опытный летчик получил дополнительное образование,
успешно окончив Военно-Воздушную Академию имени Гагарина. Являлся ведущим и соло-пилотом авиационной пилотажной группы «Русские витязи». В мае 2002 года, Игорь
Валентинович назначен на должность командира авиационной пилотажной группы «Русские Витязи».
16 августа 2009 года, во время подготовки к авиасалону «МАКС-2009» пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи», самолет Су-27УБ, в котором находились Игорь Ткаченко и старший штурман ЦПАТ Игорь Куриленко, столкнулся с Су-27, пилотируемым Виталием Мельником. В результате данного авиационного происшествия Игорь Ткаченко погиб.
В разные периоды военной и летной деятельности, Ткаченко отмечен государственными наградами и знаками отличия. Указом Президента России, в 2009 году, прославленному летчику присвоено звание Героя Российской Федерации, посмертно. Похоронен 19 августа 2009 года на кладбище села Никольское, близ города Кубинка Московской области, неподалеку от аэродромной стоянки самолетов группы «Русские витязи». Из-за гибели командира пилотажная группа «Русские витязи» отменила свои показательные выступления на авиасалоне МАКС-2009. Впоследствии, памяти своего
командира летчики пилотажной группы «Русские витязи» посвятили свой полёт на закрытии этого авиасалона.
У пилота осталась жена и двое детей. Сын - Игорь Игоревич Ткаченко, закончил Армавирское Высшее Военное Авиационное Училище Летчиков, и продолжил дело отца.
***
22 августа 2019 г. команда радиолюбителей Олег Уткин R2ANX (5 OCEAN #499), Сергей Сушко RZ5D (5 OCEAN #171), Дмитрий Щербаков R2AJ (5 OCEAN #376), и Пётр Сальников R2DOW проводят Акцию Памяти с места катастрофы около д. Захариха
Раменского района Московской области, LOC: KO95DL, RDA: MO-83, N 55.483771˚ E 038.251032˚.
Члены экспедиции будут работать личными позывными:
R2ANX/P, RZ5D/M, R2AJ/M, R2DOW/P.
Приглашаются радиолюбители всех стран для проведения радиосвязей. Условия выполнения диплома.
Положение о дипломе «Последний полёт — Ткаченко И.В.»
Необходимое число очков – 11
Диапазоны 160 — 10 метров и УКВ, виды модуляции SSB, FM, CW, DIGI.
Связи на диплом засчитываются c 22.08.2020 г.
Срок действия диплома – до 15.08.2021 г.
- За связь 22.08.2020 г. с любым из позывных в составе экспедиции, начисляется – 5 очков.
- За связь с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан», работающими позывным …/AM, Почетными членами клуба «Пятый Океан» (U4MIR, LZ1HM, LZ1ZF, RA4AO, R2DAV, R5DU, RA6F, RG3A, RV3D, RV3YR, UA1ZZ, UA3DJ, RA3YV) – 5 очков;
- За связь с радиолюбителями, членами клуба «Пятый Океан» – 3 очка.
Повторные QSO с членами клуба «Пятый Океан» разрешены на разных диапазонах и разными видами излучения в течение всего периода действия диплома.
Обязательным условием является подтверждение QSO на https :// hamlog. ru
Диплом бесплатный и выдается в электронном виде через ресурс HAMLOG
Подробнее: http://www.aviaham.org
Виктор RV3YR
Категория:
Дипломы
|
Просмотров:
323
|
Добавил:
R5GM
|
Дата:
21.08.2020
|
|
В период с 20 по 31 августа 2020 года в честь140 летия со дня рождения писателя Александра Грина (настоящее имя - Александр Степанович Гриневский) проводятся Дни активности радиолюбителей Кировской области. В этот период в эфире будет работать специальная радиостанция R140PASG.
Александр Грин - русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений. Начал печататься в 1906 году, всего опубликовал около четырёхсот произведений.
Создатель вымышленной страны, которая благодаря критику К. Л. Зелинскому получила название «Гринландия». В этой стране происходит действие многих его произведений, в том числе самых известных его романтических книг — романа «Бегущая по волнам» и феерии «Алые паруса».
С 20 августа 2020 года возобновлена выдача диплома "Алые паруса" посредством сервиса HAMLOG, подробнее на странице www.r4n.hamlog.ru
Фотография писателя позаимствована с сайта https://ru.wikipedia.org/
Василий RW4NW
Категория:
Мероприятия
|
Просмотров:
290
|
Добавил:
R5GM
|
Дата:
21.08.2020
|
| |