Хотя радиотелеграфная связь посредством передачи ключом азбуки Морзе и приема ее на слух постепенно выходит из употребления в профессиональной сфере, любители продолжают ее широко применять, и, по-видимому, это будет продолжаться столь же долго, сколько будет существовать радиолюбительство.
Обусловлено это несколькими причинами:
Во-первых, этот вид связи наиболее экономичен в использовании частотного спектра, то есть в тех ограниченных участках частот, которые выделены радиолюбителям, позволяет одновременно работать большому числу станций без взаимных помех.
Во-вторых, и по сей день этот вид связи обеспечивает наиболее надежную дальнюю связь при наименьших энергетических затратах и наиболее простой радиоаппаратуре. При небольших мощностях передатчиков, разрешенных радиолюбителям, использование радиотелеграфного режима Морзе часто оказывается единственной возможностью устанавливать наиболее интересные, дальние DX-связи, особенно в условиях слабого прохождения радиоволн.
В-третьих, азбука Морзе вместе с телеграфными кодами - это своеобразный международный язык, одинаково понятный радиолюбителям всего мира. Причем выучить этот "язык" намного проще, чем хотя бы один из "обычных" иностранных.
Кроме того, знание азбуки Морзе - это для радиолюбителей такая же традиция, как умение ходить на вёслах и под парусом у моряков ("кто под парусом не ходил - тот не моряк!"). Очень многие опытные радиолюбители, имея отличные технические возможности для работы всеми другими видами радиосвязи, все же предпочитают большую часть связей устанавливать именно "добрым старым телеграфом" (CW) - они просто получают удовольствие от своего умения владеть ключом и легко воспринимать попискивание "точек и тире" как обыкновенную, понятную речь.
Начало любительской радиосвязи положено в 1911 году в западном полушарии, в Соединённых Штатах Америки. В то время радиолюбители при помощи весьма примитивного оборудования проводили между собой радиосвязи на волнах от 200 до 600 метров. Известия об успехах американских коллег постепенно просачивались в Европу, где вызывали большой интерес среди англичан и французов.
В декабре 1921 г. американцы послали в Шотландию одного из ведущих радиолюбителей - П.Годлея, снаряжённого по тем временам идеальной приёмной аппаратурой. Годлей без труда принимал 30 станций из США. Через год пробы были возобновлены. Теперь уже 315 американцев были слышны в Европе, а сигналы 2-х англичан и одного француза приняли в Америке. До 2-х сторонней связи тогда ещё не дошли.
Тогда же Госдепартамент США передал радиолюбителям для использования диапазон волн ниже 200 м.,считающийся специалистами того времени полностью непригодным для радиосвязи. Кажущиеся бесполезными волны короче 200 м., однако, оказались вполне пригодными для работы. В ноябре 1923 г. удались первые радиолюбительские двусторонние радиосвязи Европа - Америка на волне 110 м.. Француз Делой (8АВ) провёл связь с американцами Шнеллем (1МО) и Райнартцем (1XAN). В октябре 1924 г. тот же Делой, но под позывным F8AB, связался с Новой Зеландией (Z4K). Такой же результат получил и англичанин Гойдер из Лондона.
Событие, о котором будет идти речь, обратило внимание всего мира на достоинства применения радиолюбительской радиосвязи, и хотя бы по этому заслуживает напоминания о себе.
В мае 1928 г. под руководством генерала Нобиле на дирижабле "ИТАЛИЯ" отправилась научная экспедиция к Северному полюсу. В гандоле огромного баллона, наполненного газом, находилось более десяти учёных. Самолёты того времени не могли перевозить столько людей. На обратном пути, всё ещё над просторами Арктики, произошла утечка газа, и дирижабль рухнул на дрейфующую льдину. Чудом уцелела бортовая радиостанция, передающая в диапазоне коротких волн. Однако она требовала серьёзного ремонта, который и произвёл в течении некоторого времени радиотелеграфист Вьяджи, после чего начал передачу сигналов бедствия.
Но эффективность передачи была малой из-за низкого расположения антенны. Официальные радиостанции мира, работающие в режиме приёма, не смогли принять этот вызов. Это их убедило, что дальнейшие поиски в связи с катострофой являются бессмысленными, и они прекратили радиослежение. Но тут, как гром среди ясного неба, разлетелась весть, что молодой радиолюбитель, живущий где-то под Архангельском, сумел на самодельный приёмник принять сигналы бедствия. Действительно, 3 июля 1928 г. радиолюбитель из села Вознесенье-Вохма Николай Шмидт принял странную радиограмму : "Италия... Нобиле... Франц Иосиф... держу землю..." далее неразборчиво. Николай понял, что это сигнал бедствия. Как выяснилось, этот сигнал действительно был передан радистом экспедиции генерала Нобиле. Николай даже сумел установить географические координаты местоположения катострофы.
Судьба потерпевших с каждым днём становилась всё критичнее. Без запасов еды, без лекарств и перевязочных материалов ( у некоторых были сломаны ноги ) и даже без соответствующей одежды, каждый день ожидания казался им вечностью. Но благодаря принятому Николаем Шмидтом сообщению были приняты срочные меры для спасения экспедиции. К месту событий двинулись ледокол "КРАСИН", ледокол "МАЛЫГИН", гидрографическое судно "ПЕРСЕЙ". В составе экспедиции спасателей отправились радиолюбители коротковолновики Александр Кожевников, Георгий Добровольский, Владислав Гжибовский, Иван Экштейн. Они в тяжелейших условиях Арктики обеспечили надёжную радиосвязь.
После спасения экспедиции Нобиле начальник военно-технического Управления РККА командарм И.А.Халепский так охарактеризовал их самоотверженную работу: "Молодая советская радиотехника имеет огромные перспективы в деле развития и применения коротких волн. Нам удалось блестяще выдержать экзамен перед лицом всего радиотелеграфного мира!"
По сведениям, которыми располагает ФГУП «ГРЧЦ», в России насчитывается около 31 тысячи «живых» радиолюбителей.
Из них: первую квалификационную категорию имеют 9,5 тысяч человек,
вторую – 10 тысяч,
третью – 7300,
четвёртую – 4300 человек.
За 14 месяцев с 1 июня 2012 года – момента начала работы по проверке квалификации радиолюбителей по единым правилам – число радиолюбителей в России увеличилось на три тысячи человек.
Диплом учреждён российским телеграфным клубом RUSSIAN CW CLUB в честь 110 годовщины со дня рождения великого полярника и радиолюбителя, Эрнста Теодоровича Кренкеля.
Диплом "W - RAEM - 110" выдаётся всем лицензированным радиолюбителям мира за проведение двухсторонних радиосвязей с юбилейными радиостанциями, использующими временные позывные сигналы опознавания в днях активности,проводимых СРР в честь этой годовщины, в период с 00.00 UTC 1 декабря по 23.59 UTC 31 декабря 2013 года. Так же засчитываются радиосвязи с юбилейными станциями и мемориальной радиостанцией с позывным RAEM во время участия в 42-х международных соревнованиях «Мемориал им. Э. Т. Кренкеля – RAEM» (29.12.2013 г.),
Для диплома засчитываются радиосвязи, проведённые телеграфом на всех любительских диапазонах (включая диапазоны WARC). Повторные радиосвязи не засчитываются.
Диплом "H-RAEM-110" выдаётся наблюдателям за радионаблюдения на аналогичных условиях.
В этом году исполняется 110 лет со дня рождения Эрнста Теодоровича Кренкеля — известного советского полярника, профессионального радиста, участника первой советской дрейфующей станции «Северный полюс» и других арктических экспедиций.
Радиолюбительскому сообществу предлагается памятный исторический диплом, посвященный этому событию - «Позывные RAEM». Российские и советские летчики полярной авиации доставляли людей на полярные станции, снабжали исследователей Арктики всем необходимым, вели ледовую разведку и спасательные работы. Радиосвязь позволила решать все эти задачи. Многие полярные летчики были лично знакомы с прославленным радистом. Для получения диплома необходимо набрать 110 очков, участвуя в днях активности, организованных СРР в период с 00.00 UTC 1 декабря по 23.59 UTC 31 декабря 2013 года.
Подробнее об условиях диплома здесь... http://www.flyham.ho.ua/diplomi.htm